В Осло завершается строительство нового здания музея Аструп-Фернли, спроектированного Ренцо Пьяно.
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фотография © Нина Фролова
Музей расположен в новом районе Тьювхольмен, на конце насыпного мыса: он замыкает центральную часть городской гавани, поэтому проект этот — со значительной градостроительной ролью. Здание находится у самой воды, и к воде обращен его главным фасад, по сути являющийся крышей: это стеклянные перекрытия криволинейных очертаний, которые напоминают по форме парус. Ренцо Пьяно таким образом напомнил об истории района: раньше это была промзона с верфью. Также в этом мотиве — связь Осло и Норвегии с морем: архитектор, который сам строит себе яхты, особенно ценит взаимодействие города и зданий с водой как природной стихией.Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фото Нины Фроловой
Поэтому рядом с музеем устроят пляж и сад скульптур, который привлечет туда даже тех, кто не планирует посещать выставки, а просто хочет отдохнуть и полюбоваться видом Осло-фьорда и центра норвежской столицы. Пьяно считает, что задача архитектора — создавать среду «красоты», так как именно красота привлечет к новому зданию людей. По его мнению, нельзя недооценивать роль красоты для общества, и архитектору нельзя быть прагматиком, помешанным на функциональности — в основе его работы должен лежать гуманизм. Такие «идиллические» взгляды неожиданны для автора Центра Помпиду, но от своих прошлых, гораздо более радикальных идей он не отказывается: «Бобур» был важен как манифест, отвергающий традиционный музей, торжественно приподнятый над улицей, с широкой парадной лестницей, подавляющей робеющего посетителя. Когда идея доступности «храма искусств» была принята архитекторами и музейными специалистами, стало возможным обращение к другим проблемам.Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фото Нины Фроловой
Одна из них — семантика форм. За них отвечает кажущийся невесомым «парус» фасада, играющий еще одну роль — «уловителя света». Пьяно известен своим вниманием к естественному освещению в музеях: он считает, что электричество «уплощает» произведения и пространство, поэтому использует его как можно меньше. Но в Осло перед ним стояла необычная задача: там стало главным не фильтровать яркие солнечные лучи, опасные для экспонатов, а, напротив, пустить в залы как можно больше неяркого северного света. Музей современного искусства Аструп-Фернли
Образцом для нового Аструп-Фернли стал датский музей Луизиана, комплекс которого создавался в течение десятилетий как разбросанные в парке павильоны. Эта «неформальность» и интересует Пьяно: музей — это не «центр власти», его социальная функция — это функция привлекательного общественного пространства. Поэтому здание решено не как монолитный объем, а как три корпуса, разделенных каналом — дань «водной» планировке самого Тьювхольмена и соседнего с ним Акербрюгге.Музей современного искусства Аструп-Фернли
К гавани, пляжу и саду обращен корпус временных выставок. Его соединяет с двумя другими зданиями мостик через канал; повернутое к городу торцом строение предназначено под офисы — это позволит частично окупить строительство. А здание, выходящее торцом к морю, будет использовано для постоянной экспозиции и как культурный центр. Несмотря на различие в функции, фасады всех частей комплекса решены одинаково — обшиты деревом: в этом — дань местной традиции.
Пьяно подчеркивает, что в новом комплексе будет около 12 «пунктов притяжения» для посетителей, включая, конечно, выставки: Аструп-Фернли обладает первоклассной коллекцией современного искусства, включая работы Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона, Дамьена Херста, Джеффа Кунса. Открытие нового здания музея назначено на осень 2012, пока же эти работы демонстрируются в самом центре Осло, в корпусе, построенным норвежским бюро LPO в 1993: собрание музея с тех пор так выросло, что выставочных площадей давно перестало хватать.Музей современного искусства Аструп-Фернли © RPBW
Тем не менее, нынешнее здание со светлыми залами и «грубым» бетоном стен неплохо справляется со своей ролью. Но в постройке Ренцо Пьяно город и музей получат нечто большее, чем удобную «коробку» для экспонатов: многофункциональный общественный центр — средоточие городской жизни в природном окружении.
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фотография © Нина Фролова
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фотография © Нина Фролова
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Вид из района Тьюхольмен. Фото Нины Фроловой
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фотография © Нина Фролова
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фотография © Нина Фролова
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фото Нины Фроловой
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фото Нины Фроловой
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фото Нины Фроловой
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фото Нины Фроловой
Музей современного искусства Аструп-Фернли в процессе строительства. Фото Нины Фроловой
Музей современного искусства Аструп-Фернли © RPBW
Музей современного искусства Аструп-Фернли © RPBW
|