Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.11.2011

Задуманная временность

Олег Мишин

16 октября в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел круглый стол «Шалаш в большом городе», посвященный феномену временной архитектуры.

Круглый стол «Шалаш в большом городе». Выступает Семен Парижский. Фото Николая Бусыгина
Круглый стол «Шалаш в большом городе». Выступает Семен Парижский. Фото Николая Бусыгина
Круглый стол, организованный проектом Эшколот, вели архитектурный критик Мария Фадеева и филолог Семен Парижский. В дискуссии приняли участие архитекторы Илья Мукосей (архитектурное бюро «ПланАр»), Олег Жуков и Михаил Скворцов (бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE), Александр Купцов («Архитекторы Гикало Купцов»), Степан Липгарт («Дети Иофана»), Сергей Корсаков («Картония»), Левон Айрапетов и Валерия Преображенская (TOTEMENT/PAPER), а также профессор МАрхИ Анна Броновицкая.

Дискуссия, посвященная временным сооружениям, была приурочена к традиционному иудейскому празднику Суккот, который посвящен окончанию сбора урожая и отмечается в середине октября трапезой в специально построенном к этому дню легком шалаше («сукке»). И поскольку дискуссия на «Стрелке» состоялась прямо накануне праздника, разговор сначала зашел о сукках, а уже затем переключился на их современные аналоги – всевозможные ларьки, газетные киоски, автобусные остановки, капсульные отели и прочие невечные сооружения.

По словам Семена Парижского, главное правило возведения сукки гласит: ее крыша должна защищать человека от солнца и при этом не заслонять ему неба. То есть это не просто шалаш, а сооружение с глубоким метафизическим смыслом – укрывая человека, оно не лишает его свободы, не ограничивает в общении с Всевышним. И отсюда вполне закономерный вопрос: а есть ли что-то метафизическое в современных произведениях малой архитектуры, окружающих нас на каждом шагу? Могут ли в принципе претендовать на звание произведений – архитектуры, искусства и пр.? Участники дискуссии пришли к единогласному выводу: суккá как архитектурное выражение «церемониальной бездомности» оказалась на удивление созвучной реалиям современного мегаполиса, население которого чрезвычайно мобильно и нуждается не только в «стационарных» зданиях, но и всевозможных мелких легко изменяемых объемах.

По мнению архитектора Ильи Мукосея, временные сооружения не просто подстерегают зрителя на каждом шагу – ракушки, пивные и газетные ларьки, – именно они и являются истинным лицом большого города, красноречиво свидетельствуя о принадлежности современной эпохе. А благодаря тому, что цикл жизни таких сооружений невероятно краток, они становятся очень удобным материалом для дискуссий населения и идеальным полем для апробации новых идей. Сергей Корсаков, автор проекта «Картония», утверждает, что работа с временными конструкциями позволяет молодому архитектору раскрепостить свою фантазию и искать новые методы работы, находить неожиданные архитектурные решения.

Александр Купцов и Анна Броновицкая обратили внимание аудитории на то, что множество форм временной архитектуры вошли в историю зодчества наряду с монументальными комплексами – это и ларьки и павильоны (Сельскохозяйственная выставка в Москве), и информационные стенды (Потсдамер-плац в Берлине), и временное жилье (слипбокс, капсульная гостиница). Степан Липгарт, в свою очередь, на примере павильонов СССР и Германии на Всемирной выставки в Париже, продемонстрировал, насколько важную роль может играть временная архитектура в политике, как тонка грань между временным и постоянным. Дружно вспомнили участники дискуссии и о том, что нередко то, что создается на несколько лет, остается стоять десятилетиями и становится символом поколений – здесь были названы и знаменитые летние кинотеатры, непременный атрибут Москвы 1950-х, автоматы с газировкой, киоски Роспечати и прозрачные автобусные остановки, являющиеся знаком уже нашего времени.

По мнению Левона Айрапетова, временная архитектура идеально помогает решать локальные задачи и воплотить «короткую мысль». Но вместе с тем она и призывает архитектора к ответственности: быстро – не значит плохо, а если не умеешь качественно  работать с малой формой, поручи ее дизайнеру и конструктору. Михаил Скворцов с этим согласился: по его мнению, «задуманная временность» выглядит естественнее, чем спонтанная или случайная.

Подводя итоги круглого стола, Илья Мукосей подчеркнул, что архитектор должен в своей работе ориентироваться на потребности публики, но не идти на поводу у ее вкусов. Временная архитектура даже современному мегаполису возможность получить самые неожиданные дополнения к каноническому облику и этим, как говорится, грех не воспользоваться.
Ведущая круглого стола Мария Фадеева
Ведущая круглого стола Мария Фадеева
Илья Мукосей
Илья Мукосей
Сергей Корсаков
Сергей Корсаков
Олег Жуков
Олег Жуков
Александр Купцов
Александр Купцов
Николай Малинин
Николай Малинин
Левон Айрапетов и Валерия Преображенская
Левон Айрапетов и Валерия Преображенская