16 октября в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел круглый стол «Шалаш в большом городе», посвященный феномену временной архитектуры.
Круглый стол «Шалаш в большом городе». Выступает Семен Парижский. Фото Николая Бусыгина
Круглый стол, организованный проектом Эшколот, вели архитектурный критик Мария Фадеева и филолог Семен Парижский. В дискуссии приняли участие архитекторы Илья Мукосей (архитектурное бюро «ПланАр»), Олег Жуков и Михаил Скворцов (бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE), Александр Купцов («Архитекторы Гикало Купцов»), Степан Липгарт («Дети Иофана»), Сергей Корсаков («Картония»), Левон Айрапетов и Валерия Преображенская (TOTEMENT/PAPER), а также профессор МАрхИ Анна Броновицкая.
Дискуссия, посвященная временным сооружениям, была приурочена к традиционному иудейскому празднику Суккот, который посвящен окончанию сбора урожая и отмечается в середине октября трапезой в специально построенном к этому дню легком шалаше («сукке»). И поскольку дискуссия на «Стрелке» состоялась прямо накануне праздника, разговор сначала зашел о сукках, а уже затем переключился на их современные аналоги – всевозможные ларьки, газетные киоски, автобусные остановки, капсульные отели и прочие невечные сооружения.
По словам Семена Парижского, главное правило возведения сукки гласит: ее крыша должна защищать человека от солнца и при этом не заслонять ему неба. То есть это не просто шалаш, а сооружение с глубоким метафизическим смыслом – укрывая человека, оно не лишает его свободы, не ограничивает в общении с Всевышним. И отсюда вполне закономерный вопрос: а есть ли что-то метафизическое в современных произведениях малой архитектуры, окружающих нас на каждом шагу? Могут ли в принципе претендовать на звание произведений – архитектуры, искусства и пр.? Участники дискуссии пришли к единогласному выводу: суккá как архитектурное выражение «церемониальной бездомности» оказалась на удивление созвучной реалиям современного мегаполиса, население которого чрезвычайно мобильно и нуждается не только в «стационарных» зданиях, но и всевозможных мелких легко изменяемых объемах.
По мнению архитектора Ильи Мукосея, временные сооружения не просто подстерегают зрителя на каждом шагу – ракушки, пивные и газетные ларьки, – именно они и являются истинным лицом большого города, красноречиво свидетельствуя о принадлежности современной эпохе. А благодаря тому, что цикл жизни таких сооружений невероятно краток, они становятся очень удобным материалом для дискуссий населения и идеальным полем для апробации новых идей. Сергей Корсаков, автор проекта «Картония», утверждает, что работа с временными конструкциями позволяет молодому архитектору раскрепостить свою фантазию и искать новые методы работы, находить неожиданные архитектурные решения.
Александр Купцов и Анна Броновицкая обратили внимание аудитории на то, что множество форм временной архитектуры вошли в историю зодчества наряду с монументальными комплексами – это и ларьки и павильоны (Сельскохозяйственная выставка в Москве), и информационные стенды (Потсдамер-плац в Берлине), и временное жилье (слипбокс, капсульная гостиница). Степан Липгарт, в свою очередь, на примере павильонов СССР и Германии на Всемирной выставки в Париже, продемонстрировал, насколько важную роль может играть временная архитектура в политике, как тонка грань между временным и постоянным. Дружно вспомнили участники дискуссии и о том, что нередко то, что создается на несколько лет, остается стоять десятилетиями и становится символом поколений – здесь были названы и знаменитые летние кинотеатры, непременный атрибут Москвы 1950-х, автоматы с газировкой, киоски Роспечати и прозрачные автобусные остановки, являющиеся знаком уже нашего времени.
По мнению Левона Айрапетова, временная архитектура идеально помогает решать локальные задачи и воплотить «короткую мысль». Но вместе с тем она и призывает архитектора к ответственности: быстро – не значит плохо, а если не умеешь качественно работать с малой формой, поручи ее дизайнеру и конструктору. Михаил Скворцов с этим согласился: по его мнению, «задуманная временность» выглядит естественнее, чем спонтанная или случайная.
Подводя итоги круглого стола, Илья Мукосей подчеркнул, что архитектор должен в своей работе ориентироваться на потребности публики, но не идти на поводу у ее вкусов. Временная архитектура даже современному мегаполису возможность получить самые неожиданные дополнения к каноническому облику и этим, как говорится, грех не воспользоваться.