Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.10.2011

Архитектура контрастов

Анна Гараненко

Со среды по субботу в «Крокус Экспо» работает выставка «Красивые дома», посвященная коттеджному строительству и дизайну интерьеров. Загородное жилье upper middle класса представлено на ней во всех ипостасях. Что лишний раз доказывает: мечта о собственной усадьбе вполне сгодится на роль национальной идеи и надежно защищает сферу загородного строительства от любых экономических катаклизмов.

Российский архитектурный салон на выставке «Красивые дома». Стенд Олега Карлсона. Фотографии Ю. Тарабариной
Российский архитектурный салон на выставке «Красивые дома». Стенд Олега Карлсона. Фотографии Ю. Тарабариной
Неподготовленный человек в гигантском ангарном пространстве «Крокус Экспо» просто обязан впасть в восхищенный ступор, глядя на изобилие того, из чего можно сотворить загородный дом (и, главное, чем его начинить). Правда, к строительству дачи в общенародном понимании это имеет примерно такое же отношение, как врачебные манипуляции из телепередачи Татьяны Малышевой «Жить здорово» – к участковой поликлинике: полечиться вряд ли, но смотреть увлекательно. Брус, камень, винтовые сваи, лестницы, окна, потолки, полы, системы отопления и водоснабжения, штукатурка венецианская, кирпич английский, ткани итальянские. В качестве бонуса – ковры иранские, картины с видами Венеции, кованая вешалка с коваными пальто и шляпой (украшает стенд компании художественной ковки), искусственная сакура и дружественные (так и написано для сомневающихся – Friendly Footstools) подставки для ног в виде меховых медведей.

При входе посетителей встречают самые крупные и дорогие стенды, которые мгновенно раскрывают стилевую контрастность экспозиции: с одной стороны готическая беседка и рокайльные диваны, а с другой – ткани и пуфики от Карима Рашида. И надо сказать, что историзм и авангард прекрасно уживаются внутри понятия «роскошь»; совершенно не противоречат друг другу.
Мебель и ткани от Карима Рашида
Мебель и ткани от Карима Рашида

Собственно архитектурная часть выставки называется «Российский архитектурный салон», помещается в центральной части зала, и состоит из трех-четырех десятков павильонов архитектурных бюро. Миновав масштабные пропилеи коммерческих стендов, посетитель обнаруживает три первых, статусных архитектурных стенда. Среди них всего один архитектор – Олег Карлсон, разместивший свои работы на легкой, диагонально ориентированной конструкции в духе Мельникова. И две общественные организации: Российский и Московский союзы архитекторов. А поблизости, во втором ряду архитектурной экспозиции – стенд МАрхИ. Свою задачу – повысить статус выставки за счет эффекта присутствия уважаемых институций – эти три стенда выполняют в полной мере. Хотя ощущение оставляют странное, словно их архитектурная мысль парит запредельно далеко от приземленной темы строительства загородных домов. Например, на сайте Союза московских архитекторов представлены проекты конкурса на плавучий форт-отель для комплекса фортов Кронштадта, станция метро «Волоколамская» и реставрация усадьбы Лобанова-Ростовского (Мясницкая, 43, стр.1). Лаконичный стенд-брусок Союза архитекторов России украшен с одной длинной стороны проектами бюро ДНК, и с другой – бюро Дизайнус. Это хорошие работы, но остается неясным, почему Союз выставил именно их, а никаких пояснений не обнаруживается. МАрхИ показал подборку лучших курсовых работ второкурсников на тему «Дом повышенной комфортности», частью трогательно нарисованных вручную. 
Макеты студентов 2 курса на стенде МАрхИ
Макеты студентов 2 курса на стенде МАрхИ

Двигаясь дальше, можно обнаружить много интересного. Надо сказать, что количество коммерческих стендов, выкупленных архитектурными мастерскими, на этой выставке больше, чем на Зодчестве, и кажется, даже больше, чем на последней весенней Арх Москве. Это вполне объяснимо: для героев «большой» архитектуры, проектировщиков так называемых «коробок», участие в любой выставке это чисто имиджевый шаг, больше важный для самолюбия, чем для бизнеса. А на таких выставках, как «Красивые дома», архитекторы вполне могут найти заказчиков. Некоторые из них даже раздают проходящим мимо посетителям буклеты своих мастерских. Следовательно, и срез получается представительным – он демонстрирует как тенденции рынка, так и стилевые тенденции.

Надо сказать, что вкусовые предпочтения в частной архитектуре разделились приблизительно пополам между романтическим историзмом (от классики и готики до модерна) – и модернизмом. Есть мастерские, которые показывают только модернистские дома, близкие к европейскому мейнстриму (это уже упомянутые ДНК, Дизайнус, А+А или Archduet), есть – такие, кто показывает хороший модернизм наравне со столь же качественными стилизациями (например, проекты Ильи Экономова, бюро Knowhouse или мастерская Олега Карлсона). И наконец, есть архитекторы, которые целиком и полностью специализируются на классическом историзированном воплощении роскоши. Архитектурная мастерская «Атташе» показала, например, ново-истринский Петергоф, который обошел весь интернет (пока его не стерли с карт Гугла). Даже социальные постройки подчас выглядят как замки: к примеру, огромный рендер краснокирпичного дома в псевдоготическом стиле (с арками, башнями и фонтаном во дворе) оказался проектом дома для многодетной семьи Сорокиных из поселка Аксай Ростовской области (архитектор – Тамара Большакова), воспитывающей 52 приемных ребенка.
Истринский дворец на стенде архитектурной мастерской «Атташе»
Истринский дворец на стенде архитектурной мастерской «Атташе»
Макет на стенде бюро Knowhouse
Макет на стенде бюро Knowhouse

Отдельно надо сказать о деревянных домах. То, что множество бюро специализируется на их проектировании, грет душу, но большая часть проектов похожи как близнецы и пребывают где-то между ропетовским теремком и альпийским шале. Зато окружающие архитектуру коммерческие стенды демонстрируют горячую приверженность дереву: поставщики домов из цилиндрованых срубов и клееного бруса выстраивают двухэтажные павильоны, деревянные столы и скамейки. Все это вначале шокирует масштабом, а затем разочаровывает техногенным однообразием – слишком цилиндрованое, слишком гладкое, хотя, вероятно, и качественное. Что-то более теплое и душевное (а дерево ведь очень теплый материал, требующий соответствующего обращения) встречается редко, и прежде всего там, где авторы вдохновляются модерном и Абрамцевым: например, среди работ компании «Традиционные плотницкие технологии». Среди изобилия коммерческого дерева совершенно неожиданно возникает стенд фонда «Общее дело» – благотворительного проекта по реставрации деревянных храмов русского Севера.

Архитектурная часть экспозиции продолжается смотром-конкурсом, стенды которого, как и стенды большинства конкурсов на большинстве выставок, приютились в темноватом углу справа. Участникам конкурса присуждается Российская национальная премия в области малоэтажного коттеджного строительства, ее лауреатов объявили в день открытия выставки.
Смотр-конкурс Российская национальная премия в области малоэтажного коттеджного строительства
Смотр-конкурс Российская национальная премия в области малоэтажного коттеджного строительства

На этот раз первую премию за постройку («дом архпроект») жюри присудило архитектору Гольцеву за усадьбу, построенную им на юго-западе Москвы. Бюро Александры Федоровой получило первую премию («дом архобъект») за проект виллы в Сочи. Главная премия за реализованный интерьер («интерьер архобъект») досталась петербуржскому бюро «А-Лен» за проект частного дома в Сестрорецке, за проект интерьера («интерьер архпроект») наградили Тамару Никитину с идеей «квартиры-студии для холостяка».