Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.11.2011

Свет слов

Лидия Оглоблина
Мастерская:
ARCHI STUDIO (Представительство "АРХИСТУДИЯ")
PANACOM

С сентября в России снова начал выходить знаменитый итальянский журнал о дизайне INTERNI. Свое возвращение журнал отметил экспозицией на Moscow design week, автором которой выступил архитектор Арсений Леонович.

Сама экспозиция демонстрировалась в рамках проекта Made in Italy, собравшего на одной площадке «Красного октября» лучшие итальянские дизайнерские бренды – Agape, B&B Italia, Driade, Cassina, Cappellini, Flos, Poltrona Frau. Впрочем, концепция, предложенная Арсением Леоновичем, не рекламировала никаких производителей, разве что кроме самого журнала. «Мы не предлагали никакие продукты, а позиционировали философию журнала INTERNI, которая зиждется на новых идеях в современном искусстве и социальной ответственности, – рассказывает архитектор. – Журнал INTERNI – это интеллектуальный глашатай итальянского дизайна, сейсмограф происходящего в современном в мире. Можно сказать, что  INTERNI – издание, несущее свет истины о дизайне. И наша экспозиция – это арт-объект, наглядно демонстрирующий эту философию».

Экспозиция, получившая название «Слова и смыслы», дает представление о значении слов в повседневности. Множество слов окружает нас повсюду, иногда из них складываются великие литературные произведения, а иногда, наоборот, не получается даже самая простая фраза. Арсений Леонович сравнил слова с… одноразовыми бумажными стаканчиками, «выпитыми и незамеченными в ежедневной суете». «Это кубики, из которых состоит любая речевая постройка. Подобные подвешенным на ниточках марионеткам, слова – это светильники, мириады мерцающих точек, в каждой из которых отражается весь языковой космос», – поясняет свою мысль автор экспозиции. И воплощает столь поэтичное описание в жизнь практически буквально: инсталляция представляет собой множество подсвеченных изнутри бумажных стаканчиков со словами, и слова эти выстраиваются в осмысленные или случайные цепочки. Внутри стаканчиков горит свет – он медленно разгорается, позволяя не сразу, а лишь через несколько мгновений прочитать слово, написанное на бумажной стенке.

Архитектор поясняет, что выбор слов, которые нанесены на стаканчики, в первую очередь, продиктован именно их смыслом – емкостью и знаковостью понятий. Впрочем, каким бы глубоким смыслом оно ни обладало, оно должно было уместиться на стаканчике – скажем, тот же «структурализм», при всей его значимости для современной культуры, требует для себя предмета гораздо более крупного.

Интересно, что в экспозиции встречаются не только русские слова, но и итальянские и английские – автору было очень интересно понаблюдать, как взаимодействуют понятия между собой, как перекликаются и трансформируются в разных языковых средах их корни. Попадаются экспонаты и с более универсальными символами – например, всем понятные знаки мировых валют или знаки препинания. В общем, с помощью самых простых средств и их взаимодействия: полумрак, одноразовые стаканы и свет, – Арсений Леонович заставляет зрителей взглянуть на привычные, порой заезженные слова несколько с иной стороны и удивиться их многозначности и актуальности. Остается надеяться, что обновленный INTERNI этим качествам будет соответствовать.