«Закрытый город» чиновников на территории Китай-города, угроза всемирно известному храму Покрова-на-Нерли и перемещение скандально известного руководителя питерского КГИОПа на должность директора Павловского музея-заповедника одинаково остро были встречены сетевыми авторами. Читайте об этом в нашем новом обзоре блогов.
Негодующую волну обсуждений в сети вызвала информация о том, что администрация президента РФ, занимающая в настоящее время ряд зданий в районе Китай-города, намерена отгородиться от горожан внушительным забором ради собственной безопасности. Градозащитники уже окрестили проект «Закрытым городом»: внутри бюрократического квартала т.о. окажутся две исторические улицы, примыкающие к Старой площади и Варварке, и два выдающихся памятника древнерусского зодчества – палаты знаменитого иконописца Симона Ушакова и церковь Троицы в Никитниках, активно посещаемые как туристами, так и верующими. Вскоре без спецпропуска доступ сюда будет навсегда закрыт. Отслеживать состояние памятников тоже будет весьма затруднительно.
«Архнадзор» воззвание к президенту с требованием отменить решение, ущемляющее права граждан в доступе к объектам наследия. «Такого не было даже при коммунистах, чтобы средоточие культурных памятников закрывали для свободного доступа людей, – комментирует ситуацию «Новой газете» координатор движения Константин Михайлов. – Фактически мы сейчас имеем дело с отчуждением целого исторического района в пользу канцелярских служб». На данная новость сильно подогрела читательский интерес. Огражденная территория в центре города вызвала у пользователей ассоциации с гетто, с Берлинской стеной, «Зеленой зоной» в Багдаде и даже с Бастилией. Впрочем, некий плюс в данной ситуации обнаружил участник дискуссии Руслан, не понаслышке знающий о столичном транспортном коллапсе: «<...> перестанут на работу по городу ездить кортежами и с мигалками.... Разве это плохо?» А участники дискуссии увидели в нынешнем конфликте параллели с недавним историческим прошлым и даже с сюжетом фантастического рассказа: «На Старой площади уже тротуар огородили. Напоминает рассказ Булычtва «Свободный диктатор». Всю планету пересажал, сам сидит в клетке, внутри которой «воля», – пишет юзер domety. А интернет-пользователь andrey2 вспоминает: «Во времена, когда там сидел ЦК КПСС, там тоже был забор, в переулочки запрятанный».
Наследие и власть, тем временем, в очередной раз столкнулись в Санкт-Петербурге: поводом для активных дискуссий в сети стал уход одиозного руководителя Комитета по охране и использованию памятников Веры Дементьеой и назначение на этот пост одного из бывших соратников нового мэра Александра Макарова. Масла в огонь подлила и информация о том, что отныне Дементьева будет руководить музеем-заповедником «Павловск». «Скоро в Павловске все застроят коттеджиками и небоскребчиками, а все остальное вырубят и заасфальтируют», – делает свой мрачный прогноз пользователь Ольга в . «Бедный Павловск, надо быстрее съездить посмотреть, пока не разрушили», – соглашается Валерий. «Назначение госпожи Дементьевой можно было предвидеть. <...> Вообще-то ротация кадров у господина Полтавченко странноватая, оригинальная. Памятники будет охранять генерал ФСБ. Культурой руководить торговец бананами. Кехман, конечно, высоко поднял планку Михайловского, хотя и далеко не бесспорно. Но менеджер в театре и руководитель культуры в городе – наверное, разные вещи», – рассуждает Марина в .
Если относительно качеств Дементьевой блогеры оказались солидарны, то роль экс директора «Павловска» Николая Третьякова комментаторы оценили по-разному: «Стыдно – убирают уважаемого специалиста, чтобы пристроить проштрафившегося чиновника», – замечает Дмитрий. «Почти уверен, что Третьяков – не ангел. Но, живя в Павловске, вполне могу четко понять: как было ДО него и как стало ПРИ нем – пропасть. Из «никакого» ГМЗ превратился в очень даже привлекательный и неплохой уголок для отдыха», – утверждает Кирилл. «Плохо не то, что сняли Третьякова, а то, что пристроили Дементьеву!», – возражает Любовь. Роман с этим полностью согласен: «Увольнение Третьякова – благо для Павловска. Что сделал Третьяков – превратил Павловский дворец в грязный рынок, вокруг дворца, в исторических интерьерах – везде торговля. В залах протечки – только входишь на первый этаж и уже точно не первый год встречает жуткая картина – пустой угол потолок зараженный грибком. Парковые павильоны при нем уничтожаются – Молочня – превращена в грязное злачное заведение, где жарят шашлыки. Вольер – также стал ужасным кафе <...>. Холодная Баня – закрыта и разрушается, Храм Дружбы – отреставрирован, но безобразно с нарушением всех исторических документов...».
Продолжая питерскую тему, отметим интересное обсуждение в , где на днях был опубликован концептуальный проект рекреационной зоны Лахта-центра, созданный командой молодых архитекторов для фестиваля «Артерия-2011». Авторы не побоялись уйти в смелое и даже утопическое формотворчество: они пропагандируют внедрение воздухоплавательного транспорта, который будет соединять Лахта-центр с городским массивом, и предлагают периодически перемещать под землю высокие офисные здания. Проект был неоднозначно принят аудиторий и вызвал бурную дискуссию на тему, имеет ли вообще смысл создавать сегодня заведомо неосуществимые проекты.
«Концепция насытить территорию людскими массами и эффективно использовать участок, мягко говоря, удивляет. В этом случае больше подойдет горизонтальный или вертикальный небоскреб. <...> Похоже, данное предложение – альтернатива строительству небоскреба. Причем крайне неудачная. Нет смысла делать такой центр, если можно это организовать в центре города, где есть, что посмотреть, территория сомасштабна человеку и интересна пространственно и функционально (чего нет и не будет в данном проекте)», – критикует работу Александр. Пользователю Yu проект, напротив, скорее нравится, чем нет: «Да, впечатляет задумка! И в принципе реализуема, но идея заточить всех в «подсолнух», где каждый будет сидеть в кубике, а потом все вместе свои кубики сложат и будут предаваться общему weekend'у, напоминает структуру людей-роботов, например, из какого-нибудь американского фильмеца…». А вот блогера ermakoff-67 последнее однозначно пугает: «Страшно представить: задержался в таком офисе позже 18-00 и тебя вместе с офисным модулем задвигают в техническое пространство. А наверху – дискотека!» Совмещать какие-либо медиатеки с офисными и жилыми пространствами, по мнению комментатора, нельзя, как вещи несовместимые в принципе, иначе из офисных сотрудников и вправду получатся люди-роботы, которым навязывают общий распорядок дня.
«С транспортом, конечно, ребята погорячились, – замечает Vadim по поводу предложенных в проекте воздухоплавательных средств. – Скорее здесь прокатили бы электросамолеты или лучше – путепроводы для электровелосипедов. Все-таки электросамолеты энергетически малоэффективны». Впрочем, по мнению самой Наталии Шустровой, концептуальное проектирование по определению не предполагает обсуждение вопроса рентабельности: «Именно фантазии, по моему мнению, не хватает отечественной архитектуре, которая тщетно пытается кого-то догнать и никогда не смотрит в будущее прямо». Один из авторов проекта Данил с этим полностью согласен: «Проекты Archigram, Пиранези, Булле, Леонидова, Советских Бумажников были по разным причинам нереализуемы для своего времени, но насколько огромно их влияние? Не стоит архитектуру сводить к узкотехническим аспектам, это все равно что физику свести к разработке чайников».
В завершении обзора снова обратимся к теме наследия: в критической ситуации, по мнению ряда блогеров, оказалась знаменитая церковь Покрова на Нерли. Только, по иронии судьбы, если в случае с Китай-городом памятники грозят закрыть для доступа, то к памятнику ЮНЕСКО наоборот прокладывают дорогу. Активное обсуждение проблемы развернулось в , где был опубликован подробный репортаж из Владимира. Оказывается, всего в тридцати метрах от стен храма местные власти решили продолжить автомагистраль. Помимо того, что пока не известно, как это отразится на состоянии памятника и изменит ландшафт, велика вероятность, что рядом возведут коттеджный поселок с мощной инфраструктурой, считает автор поста.
«Кошмар. Уже эта дорога испортила весь вид. Неужели у них нет места другого для строительства котеджей?» – ужасается mos_podoroznik. Часть интернет-аудитории, однако, сомневается в том, что ситуация настолько критична. «Как дорога может портить вид на храм? Строят ее с обратной стороны от луга, если со станции идти – там все на месте остается, ничего видно не будет, тем более она двухполосная, с тупиком в виде храма и для хозяйственных нужд. Какие автомойки и коттеджные поселки? Владимир – не Москва, не будет там такого. Зато с дорогой можно будет позволить проехать к храму строительной технике – чтобы и старицу очистить и просто вести работы по благоустройству. Сейчас спецтехнике разве что прямо по заповедному лугу ехать - иначе к церкви не подобраться», – успокаивает окружающих блоггер nickned. С этой точкой зрения согласен antongribanov: «Хоть что-то делают для туристов, чтобы не в болотных сапогах можно было дойти до памятника – так и тут не угодили. Какие коттеджи, какие автомойки? Лишь бы попричитать погромче. Кроме фантазий, есть реальные основания полагать, что там кроме дороги, что-то еще строиться будет?» Ему возражает юзер tibetmonk: «Для меня даже факт постройки там этой уродской дороги выглядит диким. Там же проходит лесополоса слева, она делает из этого места действительно самобытный участок истории. Дорогой пейзаж варварски разрезан пополам. <...> И смысла в этой дороге нет в принципе. К церкви идет тропинка, и это здорово и самобытно».
Юзер sverc, написавший исходный пост, просит всех, кому небезразлична судьба храма, распространить информацию как можно шире. Новость уже достигла facebook, где ее активно принялись обсуждать на . По словам Елены Гонсалес, состояние храма Покрова на Нерли вызывает серьезные опасения в любом случае, независимо от того, будет или нет проложена магистраль: «Были не так давно, правда, еще до строительства дороги. То, в каком виде застали церковь и прилегающую территорию, оставило самые грустные впечатления. Сам храм был загроможден полками с церковными товарами, интерьер тем самым был практически уничтожен». Влад Кунин призывает участников обсуждения к реальным действиям: «Меня убивает кощунственное отношение архитектурного сообщества Владимирской области, например, главного архитектора области или главы регионального отделения Союза за бездействие, а если нет юридических полномочий, то за «профессиональное» молчание…». По итогам дискуссии ее участники решили написать официальное письмо и отправить запрос в администрацию Владимирской области, а также провести специальную акцию в защиту храма.