Вечером 18 октября в Центральном доме художника прошла церемония вручения премии «Авангард». Лучшим молодым архитектором России назван выпускник Московского архитектурного института Игорь Чиркин.
Проект Игоря Чиркина
«Авангард» – премия, главная задача которой состоит в «поощрении работы молодых архитекторов в целях их дальнейшего профессионального роста и участия в развитии современной архитектуры». Она была придумана в 2009-м Бартом Голдхоорном совместно с фондом «Русский авангард», и в этом году вручается уже во второй раз. У конкурса несколько этапов: сначала участники (их возраст ограничен 33 годами) представляют свои портфолио, затем 20 отобранных жюри авторов выполняют первое задание (в этом году они проектировали избу-читальню), а затем жюри определяют четырех финалистов, которые и борются за звание лучшего молодого архитектора. По уже сложившейся традиции, проекты второго тура демонстрируются в рамках «Арх Москвы» – в этом году 20 концепций универсальных читальных залов выставлялись на первом этаже ЦДХ, рядом с масштабным стендом «Сколково». Итоги финала также показываются на Крымском валу – 18 октября на антресольном этаже с его давящими низкими потолками были смонтированы 4 мини-экспозиции.
Последние два месяца Никита Богачкин (Московский Архитектурный Институт 2001), Андрей Воронов (Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина 2006), Данир Сафиуллин (Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет 2005) и Игорь Чиркин (Московский Архитектурный Институт 2008) работали над проектом университетского кампуса. Это задание возникло не с потолка: в прошлом году Барт Голдхоорн разрабатывал программу конкурса на мастер-план кампуса Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», который будет реализован в рамках Проекта А101, а позже решил адаптировать ТЗ для молодых архитекторов. Количество факультетов будущего универа, необходимое число общежитий и спортплощадок осталось неизменным, а вот сам кампус в новом ТЗ переехал с 5-го км Калужского шоссе в черту Москвы, а именно в Новые Черемушки. Очень уж интересно стало куратору, как именно молодые проектировщики впишут учебный кластер в сложившуюся структуру едва ли не самого знаменитого спального района столицы. Была перед ними поставлена и дополнительная социальная задача: пятиэтажки, которыми так славятся Черемушки, не сносить, а артистично и эффективно приспособить под нужды учебного заведения. А для того, чтобы финалисты «Авангарда» не изобретали типологию с нуля, летом для них были организованы экскурсии по университетским кампусам Голландии, Бельгии и Германии. Подведение итогов премии также было организовано на европейский манер: сначала каждый архитектор провел публичную защиту своего проекта, а затем жюри удалилось на голосование.
Квартал, условно отведенный куратором под создание кампуса «МИСиС», расположен между станциями метро «Профсоюзная» и «Новые Черемушки» и ограничен улицами Профсоюзная, Гарибальди, архитектора Власова и Нахимовским проспектом. Из достопримечательностей здесь – только концертный зал «Оркестрион», переделанный из бывшего кинотеатра, да расположенный по соседству квартал научных институтов, главной архитектурной жемчужиной которого является здание ИНИОН РАН. Лаконизм среды, сотканной в 1960-е, плюс необходимость сохранить и переосмыслить пятиэтажки, оказали на проекты «авангардистов» решающее влияние: фактически ни один из финалистов не вышел за пределы парадигмы модернизма.
В проекте Никиты Богачкина, который выступил перед жюри первым, это, пожалуй, отразилось наиболее ярко. Здания факультетов здесь имеют лапидарную прямоугольную либо П-образную в плане форму, а библиотека представляет собой объем с очень развитым стилобатом, часть которого приподнята над землей и превращается в консоль, ориентированную на метро и ИНИОН. И расположение этого лэндмарка, и его динамичная форма, таким образом, заставляют трактовать его как «наш ответ Чемберлену», т.е. своего рода жест уважения по отношению к самой заметной постройке района. Если же говорить о структуре всего кампуса, то Никита Богачкин основной упор сделал на коммуникационные зоны: центральная пешеходная аллея идет параллельно Профсоюзной улице, и на нее нанизаны основные общественные сооружения, от факультетов до временных павильонов и кафе, между которыми расположены уютные дворы. В самих зданиях, как правило, есть атриумы, также предназначенные для активной социальной жизни, что превращает центральную ось кампуса в разветвленную систему открытых и закрытых общественных пространств. Тщательно продумана у Богачкина и транспортная схема: например, он спроектировал дублер Профсоюзной улицы, которая чрезвычайно загружена транспортом и в своем нынешнем состоянии появления кампуса просто не выдержит. Кроме того, архитектор сознательно вывел за пределы территории университетского города застройку вдоль Нахимовского проспекта – созданная в 1980-90-е годы, она стилистически слишком сильно отличается от исконных Черемушек.
Пожертвовал башнями позднесоветского периода и Андрей Воронов, правда, сделал это куда радикальнее – вдоль Нахимовского проспекта архитектор разместил вместительную парковку. Зато все существующие пятиэтажки Воронов тщательно сохраняет и дополняет современными объемами аналогичных габаритов, образуя из тех и других довольно строгий частокол, словно защищающий центральное учебное ядро кампуса от вторжений извне. Интересно, что при этом все учебные здания кампуса превращены автором проекта в лэндмарки – и факультеты, и библиотека решены как яркие объемы разных форм. Частично эти здания вкопаны в землю так, чтобы большая часть технических и учебных помещений оказалась скрыта от глаз посторонних, а на поверхности, щедро озелененной и превращенной в прогулочную зону, университет выглядел как комплекс отдельных разреженных сооружений.
Данир Сафиуллин, наоборот, все семь учебных корпусов объединил в один комплекс. В плане он напоминает букву П, которая своей центральной перекладиной обращена к улице Гарибальди. Библиотека представляет собой низкоэтажный сильно вытянутый объем, который расположен на центральной оси кампуса, а жилые дома и общежития (в массе своей, естественно, бывшие пятиэтажки) сосредоточены в правой части городка, ближе к Нахимовскому проспекту. Особое внимание в своем проекте Сафиуллин уделил дворам: в объединенном учебном корпусе есть несколько внутренних дворов (причем в каждом высажены свои растения), предназначенных для разных факультетов, а между библиотекой и спортивным ядром расположен большой двор общегородского значения.
И, наконец, Игорь Чиркин постарался сделать университетский квартал максимально просторным и зеленым. Для этого существенную часть функций архитектор заключил в общий для всех зданий стилобат, а его, в свою очередь, замаскировал под зеленой кровлей. Получившийся парк окружают семь институтов, а его центром становится полупрозрачный цилиндр библиотеки, задуманный Чиркиным как своего рода навигационный ориентир, от которого будет удобно добираться ко всем расположенным в кампусе зданиям и объектам. Сохраняя пятиэтажки, архитектор предлагает объединять их попарно для того, чтобы между домами возникали уютные дворы – приватное пространство жильцов, а на долгосрочную перспективу предусматривает и возможный сценарий надстройки этих не самых вместительных домов – на два параллельных друг другу «бруска» можно положить еще один или два. Вдоль Нахимовского проспекта архитектор спроектировал бизнес-инкубатор – очень длинное здание с несколькими квадратными арками, живо напоминающее экспериментальные многоподъездные дома все тех же 1960-70-х. С обратной стороны к нему перпендикулярно пристроен спортивный комплекс – фактически он прорезает «пластину» бизнес-инкубатора насквозь, выходя торцом на проспект, что, по замыслу архитектора, подчеркивает общегородское значение этого объекта.
Жюри, в состав которого вошли архитекторы Юрий Григорян, Антон Мосин, Никита Токарев, а также ректор «МИСиС» Дмитрий Ливанов, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов и урбанист Александр Высоковский, долго не могли назвать победителя. Как потом рассказал Юрий Григорян, рассматривались даже варианты не присуждать премию вовсе, поскольку эксперты ожидали увидеть «немного другие проекты». Едва ли не самым важным моментом для них была степень интегрированности кампуса в сложившуюся застройку, поскольку университетский центр задумывался именно как способ кардинально улучшить имидж спального района, но практически все финалисты создали самодостаточный город в городе. Наиболее открытым мегаполису и при этом качественно улучшающим среду Черемушек эксперты признали проект Игоря Чиркина, наполненный зеленью и свободными пространствами.
В заключение отметим, что объявлением имени победителя торжественная церемония вручения премии «Авангард» и закончилась, так как сам приз организаторы привезти в ЦДХ забыли, а его денежный эквивалент (10 тысяч долларов) будет перечислен Игорь Чиркину позже. Кроме того, лучший молодой архитектор России получит возможность показать персональную экспозицию на Московской архитектурной биеннале в следующем году.
Игорь Чиркин – лауреат премии «Авангард» 2011 года. Фото А. Мартовицкой
Проект Никиты Богачкина
Проект Никиты Богачкина
Проект Никиты Богачкина
Проект Андрея Воронова
Проект Андрея Воронова
Проект Андрея Воронова
Проект Данира Сафиуллина
Проект Данира Сафиуллина
Проект Данира Сафиуллина
Проект Игоря Чиркина
Проект Игоря Чиркина
|