Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2011

Предсказуемый финал

Маша Седова

16 октября в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась торжественная церемония награждения лауреатов XIX Международного фестиваля «Зодчество».

Александр Асадов, руководитель авторского коллектива Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии. Фото Маши Седовой
Александр Асадов, руководитель авторского коллектива Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии. Фото Маши Седовой
В последнее время архитектурные выставки Москвы не радуют ни интересными проектами, ни экспозициями. С одной стороны, при  сегодняшнем состоянии российской архитектуры удивляться этому уже как-то наскучило, с другой – довольно обидно, что исключением не стал и фестиваль «Зодчество-2011», прошедший в этом году под громким лозунгом «Русская архитектура». Как сказано в пресс-релизе, «насыщенная программа фестиваля знакомит участников и гостей с архитектурными традициями народов России и последними достижениями градостроительства», но в процессе просмотра быстро выяснилось, что все традиции остались в прошлом, как впрочем, и вроде бы последние достижения в архитектуре и тем более градостроительстве. На столь унылом фоне церемония награждения победителей «Зодчества» заранее не внушала оптимизма. И эти ожидания в целом оправдались: никаких открытий на закрытии фестиваля не случилось.

Прежде всего, сам формат церемонии. Это длинное и скучное мероприятие, продолжающееся несколько часов и состоящее из бесконечного перечисления официальных названий проектов и их авторов. Главной интригой вечера, по идее, был «Хрустальный Дедал», но претендентов на национальную архитектурную премию в этом году было так мало (всего два золотых диплома), что результат можно было предсказать с вероятностью 50 процентов. А до того, как чьи-либо прогнозы оправдались, на сцену в течение трех часов за промежуточными наградами поднимались самые разные люди. В рамках церемонии были вручены премия «Ландшафтная архитектура-2011», дипломы Российской академии художеств и дипломы Министерства регионального развития Российской федерации, подведены итоги конкурса на лучшее периодическое издание об архитекторах и архитектуре (им был признан журнал «SPEECH:»), конкурса на лучший фильм об архитектуре и архитекторах и т.д. и т.п.

В середине мероприятия президент Союза архитекторов России Андрей Боков упомянул, что в последнее время Союз активно сотрудничает с фондом «Подари жизнь», оказывающим помощь детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями, после чего были объявлены результаты смотра детского творчества. В этой номинации приз достался мальчику из Ингушетии за рисованный фильм про башни, а взрослая аудитория сделала вывод о том, что, скорее всего, в свете обнародованного сотрудничества «Дедал» будет вручен Центру детской гематологии, онкологии и иммунологии, а не проекту реконструкции музея-заповедника «Ораниенбаум».

Впрочем, даже самым уверенным в своей правоте пришлось еще какое-то время подождать: до вручения «Дедала» в рамках церемонии подведения итогов «Зодчества» были вручены дипломы за экологичные постройки и дипломы за сам факт участия в фестивале. 

Премию Владимира Татлина – Гран-при в разделе «Проекты» – получила мастерская «Студия 44» под руководством Никиты Явейна за Академию танца Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. К слову, эта победа была еще более предсказуема, чем исход борьбы за «Дедала», поскольку Академия танца была единственным проектом, отмеченным «Золотым дипломом». Премия «Эхо Леонидова», которая присуждается за оригинальную интерпретацию и развитие идей знаменитого русского конструктивиста, досталась Анне Спириковой и Магдалине Янакидис за концепцию реновации исторической части города Плеса. А медали им. Василия Баженова за вклад в развитие современной архитектуры вручены Тотану Кузембаеву, Алексею Гинзбургу и Сергею Чобану.

Что же касается «Хрустального Дедала», то национальная архитектурная премия действительно была присуждена Центру детской гематологии, онкологии и иммунологии. Авторский коллектив во главе с Александром Асадовым поднялся на сцену и неожиданно очень душевно и неформально поблагодарил за награду. Архитекторы сказали, что им, безусловно, приятно получить «Дедала», но больше всего их порадовало то, как обживался их объект, как работники центра готовились к открытию, фанаты «Спартака» убирали территорию,  а главный врач мыл пол в вестибюле за полчаса до официального открытия комплекса. Иными словами, авторы признали, что награды наградами, но самое важное, что в столице появилась новая больница, в которой детей лечат от самых страшных заболеваний современности. Достаточно ли социальной значимости объекта для его выдвижения на национальную премию в области архитектуры? Видимо, по мнению жюри «Зодчества», более чем. 
Никита Явейн уносит со сцены тяжелый приз - Премию Владимира Татлина
Никита Явейн уносит со сцены тяжелый приз - Премию Владимира Татлина
Сергей Скуратов получил «Серебряный диплом» за проект многофункционального комплекса на улице Береговой в Ростове-на-Дону
Сергей Скуратов получил «Серебряный диплом» за проект многофункционального комплекса на улице Береговой в Ростове-на-Дону
Петр Виноградов, председатель молодежного объединения СМА, получил диплом за активную поддержку и продвижение различных архитектурных молодежных проектов
Петр Виноградов, председатель молодежного объединения СМА, получил диплом за активную поддержку и продвижение различных архитектурных молодежных проектов
Сергей Чобан - лауреат медали Василия Баженова. Фото Елены Петуховой
Сергей Чобан - лауреат медали Василия Баженова. Фото Елены Петуховой