Фонд World Monuments Fund опубликовал очередной список находящихся в опасности памятников — бесспорных и не очень.
Королевский оперный театр в Мумбаи. Фото 2007 с сайта wmf.org
С 1996 Фонд при поддержке American Express выделяет выбранным им сооружениям средства на реставрацию. Список, составляемый каждые два года с учетом мнений экспертов из разных стран мира, включает в себя не самые важные объекты с точки зрения истории и архитектуры, но наиболее нуждающиеся в помощи.Мавзолей некрополя Камысбай в Мангыстауской области Казахстана. Фото 2008 с сайта wmf.org
Очевидно, руководство WMF стало также учитывать шансы на возможное улучшение ситуации, и исключило из списка безнадежные, по их мнению, случаи, поэтому в этом году там нет некоторых «кандидатов» прошлых лет, например, дома Наркомфина. Из всех республик бывшего СССР были выбраны только два объекта — некрополи кочевников Мангыстауской области Казахстана, состоящие из богато украшенных мавзолеев (8 – нач. 20 вв.), и городище Улуг-Депе (4 – нач. 1 тыс. до н. э.) в Туркменистане. Рисунок в пустыне Наска. Фото с сайта aeroparacas.com
Самый известный памятник в списке — гигантские рисунки в перуанской пустыне Наска: им угрожают толпы туристов и опасность затопления, представляемая Эль-Ниньо. Особую секцию составили сооружения, пострадавшие от недавних разрушительных землетрясений: в Японии, Новой Зеландии, на Гаити. Кроме того, эксперты сосредоточились на памятниках малоизвестных или же из стран, где охрана наследия развита крайне слабо. В списке много африканских объектов, городище Стоби в Македонии (1 тыс. н. э.), дворец Вандичходинг в бутанском городе Джакар (19 в.). Также выделены «неожиданные» памятники — например, Королевский оперный театр в Мумбаи (1915), последний сохранившийся оперный театр в Индии: масштабное и богато украшенное здание было превращено в кинотеатр уже в 1935, а в последние десятилетия заброшено.Дворец Вандичходинг в Джакаре (Бутан). Фото 2006 с сайта wmf.org
Королевский оперный театр в Мумбаи. Фото 2007 с сайта wmf.org
В список WMF включены здания, которые находятся под угрозой уничтожения из-за изменения климата, неконтролируемой новой застройки или же обычного воздействия природной среды. Но есть там и памятники, которые власти не хотят признавать ценными в принципе, лишая их защиты от любых посягательств. Так, в список вошли сразу четыре сооружения в стиле брутализма, три — в Англии, одно — в США. Центр Саутбэнк в Лондоне. Галерея «Хэйвард». Фото 2010 с сайта wmf.org
Культурный центр Саутбэнк в Лондоне (включающий в себя галерею «Хэйвард» (1968) и концертный зал Королевы Елизаветы (1967)) власти отказались признать ценным в целом, поэтому эти две постройки могут быть снесены в любой момент; также в него входит Роял-Фестивал-Холл (1951), но он защищен статусом памятника 1-го ряда. Престонский автовокзал в Ланкашире. Фото 2006 с сайта wmf.org
Престонский автовокзал (1969), бывший самым крупным в мире на момент открытия, может быть снесен, чтобы освободить место для торгового центра. Бирмингемская библиотека. Фото 2010 с сайта wmf.org
Бирмингемская библиотека (1970-е гг.) будет снесена, как только откроется новое здание по проекту бюро Mecanoo. Здание администрации округа Орандж штата Нью-Йорк. Фото 2010 с сайта wmf.org
В США под угрозой оказалось здание администрации округа Орандж штата Нью-Йорк, построенное крупнейшим мастером брутализма Полом Рудольфом в 1970: обветшавшее сооружение чиновники не желают ремонтировать, а в сентябре 2011 ситуацию усугубил разрушительный ураган. Постройки брутализма часто попадают в «народные» рейтинги самых уродливых построек, в то же время, эта архитектура зачастую очень выразительна, чем выгодно отличается от безликой массовой застройки.
На защиту английских объектов встал Рем Колхас, чья ретроспектива сейчас проходит в лондонском центре «Барбикан», также образце брутализма. Он заявил, что британский брутализм — это «один из наиболее творческих и богатых образами архитектурных периодов», и его уничтожение сегодня — часть глобального процесса избавления от построек 1960-х – 80-х годов, которые власти недолюбливают за их якобы социалистический подтекст. По его мнению, такие здания, напротив, следует ценить как память о периоде, когда архитектура была осознанно направлена на изменение мира к лучшему.
Н. Ф.
|