Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.10.2011

В погоне за невиданным

Маргарита Чубукова

Власти Москвы обнародовали новый состав бывшей «сносной комиссии» и вернулись к спорному проекту строительства автодорог на крышах домов. Григорий Ревзин расстроен выбором попечительского совета Политехнического музея, а питерские градозащитники радуются новому проекту реконструкции Никольского рынка. Об этих и других новостях читайте в нашем обзоре прессы.

Новая «комиссия по сносу» будет заниматься не только проектами застройки охранных зон, но и ставить памятники на охрану, определять их территории и.т.д. Фото: «Архнадзор»
Новая «комиссия по сносу» будет заниматься не только проектами застройки охранных зон, но и ставить памятники на охрану, определять их территории и.т.д. Фото: «Архнадзор»
Новый состав комиссии, которая раньше называлась «сносной», а после реформирования именуется комиссией по вопросам реализации градостроительной деятельности на территориях достопримечательных мест и зон охраны, разочаровал защитников наследия. Кворум в ней по-прежнему составляют чиновники, обслуживающие интересы власти, пишет Газета.ру. Иными словами, комиссия устроена так же, как и ее предшественница, замечает координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, интервью с которым опубликовала газета «Взгляд». Только полномочия у нее шире: оказывается, она будет заниматься не только проектами застройки охранных зон, но и ставить памятники на охрану, определять их территории и.т.д. «Т.е. сначала комиссия может решить, что здание не заслуживает статуса памятника, а потом принять заявку на его снос! Абсурд и издевательство», – возмущается Рахматуллин. «Зато из ведения этого органа начисто выпадают исторические объекты вне границ охранных зон – ими в таком случае будет заниматься префектура?» – вопрошает градозащитник. В общем, за благими намерениями Москомнаследия Рахматуллину видно пока лишь желание «размазать ответственность» департамента. В нынешней ситуации уповать остается лишь на «политическую волю нового руководства города», замечает вошедший в комиссию координатор «Архнадзора» Константин Михайлов. Впрочем, инициатор перемен, глава Москомнаследия Александр Кибовский обещает сделать работу нового органа максимально открытой, а памятники – защитить градостроительными регламентами.

В рамках проекта «Большой Москвы» власти неожиданно вернулись к экстравагантной идее строительства дорог на крышах малоэтажек, на месте нынешних ЛЭП. Сами сети при этом уберут в специальные короба, пишет газета «Московские новости». Т.н. штрассенхаусы, разработанные немецким ученым доктором Липом, решили использовать в качестве приманки для инвесторов. Правда, бывший глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко считает это опасным: мало того, что здания в центре могут просто обрушиться, такие дороги не решат транспортной проблемы, потому что центру нужны не квартальные дороги, а автомагистрали, которые разместить на крышах просто нереально

Другим инновационным предложением властей для «Большой Москвы» стали современные студенческие кампусы – те же «Московские новости» выяснили, что один из первых – для Высшей Школы Экономики – появится по соседству с подмосковным Троицком. В него, помимо общежитий, войдут также таунхаусы для профессорско-преподавательского состава, конгресс-центр, библиотеки и спортивный комплекс. Концепция застройки уже есть – ее выбрали в ходе конкурса, в котором победили студентки МАрхИ. Архитектор Михаил Хазанов идею со строительством кампусов и новых вузов на присоединяемых территориях поддерживает, поскольку «они могут взять на себя градообразующую функцию». Главное, чтобы «для проектирования и строительства кампусов проводить не закрытые тендеры «на деньги», а открытые творческие конкурсы, в которых соревнуются идеи», уверен Хазанов.

Кстати одна из ключевых фигур московского градостроительства – нынешний директор НИиПИ Генплана Москвы и экс главный архитектор Казани Эрнст Мавлютов – идею с творческими конкурсами, и особенно с привлечением студентов, одобряет. В интервью РИАН «Недвижимость» Мавлютов заявил, что чем больше архитекторов будет привлечено к разработке концепции новой московской агломерации, тем лучше: «Пусть примут участие, скажем, 500 человек. Не сомневаюсь, что мы найдем с десяток, а может, и с пятьдесят молодых специалистов, которых потом можно будет взять на работу». Иностранные архитекторы здесь тоже нужны – для того, чтобы, по словам Мавлютова, «можно было проводить полезные и продуктивные мозговые штурмы», однако многие из них совсем не готовы к российским реалиям, добавил глава НИиПИ.

Вместе с проектом «Большой Москвы» героем наших последних обзоров регулярно становится столичный Политехнический музей – лишь в пятницу, 14 октября, был окончательно определен победитель конкурса на проект его реконструкции. За несколько дней до объявления результатов архитектурный критик Григорий Ревзин опубликовал статью, в которой фактически предрек победу Дзунья Исигами и объяснил, почему его категорически не устраивает этот выбор. По мнению Ревзина, проект Исигами купил некоторых членов жюри своей концептуальной простотой, предложив рассматривать технику не как победу над природой, а ее прямое продолжение – поэтому в 4-метровой яме под музеем предлагается разбить сад, а сверху накрыть здание инновационным покрытием, имитирующем небеса. Вот это последнее, нуждающееся в постоянном контроле,  «просто несовместимо с нашим уровнем технологической культуры», уверен эксперт, и вполне может рухнуть на голову. Но поскольку чиновникам почему-то всегда хочется «выстроить то, чего нигде в мире нет», мы имеем тот результат, который имеет.

Тем временем неподалеку от Политехнического музея инвестор надстраивает дом Орлова-Давыдова архитектора Эдуарда Ниермана. «Архнадзор» возмущен таким положением вещей и опубликовал фотографии Лубянской площади, на которых четко видно, как за  павильоном метро вырастает устрашающая громадина.

Зато в Санкт-Петербурге одним куполом-надстройкой станет меньше: как сообщает «Балтинфо», в новом проекте реконструкции Никольского рынка инвесторы все-таки отказались от 18-тиметровой стеклянной крышки. Конструкция «слишком тяжеловесна и не может опираться на историческое здание», а зимой «с купола осадки бы попадали на само здание, что могло привести к разрушению объекта». Чтобы покрыть убытки от неперекрытого двора, инвестор придумал разместить внутри рядов двухэтажную подземную парковку и 8 стеклянных офисных зданий общей площадью 9 тысяч кв. м. Шаг навстречу памятнику со стороны инвестора, конечно, радует, однако аварийному зданию с проваленной кровлей теперь как-то предстоит зимовать – увы, подготовить его к зимовке владельцы не удосужились.
А. Кибовский Фото: ИТАР-ТАСС
А. Кибовский Фото: ИТАР-ТАСС
Схема штрассенхауса. Иллюстрация: «Московские новости»
Схема штрассенхауса. Иллюстрация: «Московские новости»
фото с сайта «Московские новости»
фото с сайта «Московские новости»
Усадьба дворян Дурасовых. Покровский бульвар д.11 (Современный вид), одно из нынешних зданий  Высшей Школы Экономики. Фото: abrikosov-sons.ru
Усадьба дворян Дурасовых. Покровский бульвар д.11 (Современный вид), одно из нынешних зданий Высшей Школы Экономики. Фото: abrikosov-sons.ru
Э.Мавлютов. Фото: НИиПИ Генплана Москвы
Э.Мавлютов. Фото: НИиПИ Генплана Москвы
Покрытие внутреннего двора из пленок ETFE по проекту Ишигами. Иллюстрация: kommersant.ru
Покрытие внутреннего двора из пленок ETFE по проекту Ишигами. Иллюстрация: kommersant.ru
Политехнический музей. Фото: gazeta.ru
Политехнический музей. Фото: gazeta.ru
Разрез Политехнического музея с парком под ним по проекту Ишигами. Иллюстрация: kommersant.ru
Разрез Политехнического музея с парком под ним по проекту Ишигами. Иллюстрация: kommersant.ru
Лубянская площадь. Фото: Архнадзор
Лубянская площадь. Фото: Архнадзор
Надстройка Дома Орлова-Давыдова. Фото: «Архнадзор»
Надстройка Дома Орлова-Давыдова. Фото: «Архнадзор»
Фото: dg-yug.ru
Фото: dg-yug.ru
Никольский рынок. Фото: spb-guide.ru
Никольский рынок. Фото: spb-guide.ru