7 октября в Clumba Gallery, что в Центре дизайна ARTPLAY, прошла презентация трехтомной монографии Александра Ермолаева «Глазами природы». Выход долгожданной книги стал завершающим событием юбилейного для Ермолаева и созданного им Театра Архитектурной Формы года.
Фото Лидии Оглоблиной
В рамках празднования уже прошли выставки «Портрет учителя» и персональная экспозиция Ермолаева «Глазами природы». Нынешняя выставка «Путь», посетить которую можно вплоть до 30 октября, рассказывает о тридцатилетней деятельности студенческого кружка, который сегодня вырос в самостоятельную архитектурно-дизайнерскую мастерскую. На ней представлены работы как самого Александра Павловича, так и его учеников. Это уже не первая выставка ТАФ, но от всех предыдущих она выгодно отличается местом проведения. По словам одного из посетителей, это первый опыт размещения работ ТАФа в пространстве, которое им конгениально. Дело в том, что прошлые выставки студии проходили в классических залах с белыми стенами, в силу чего каждый предмет воспринимался как своеобразный вызов, интерьер же Clumba Gallery сам несет налет некой «ермолаевщины», а посему каждый экспонат смотрится здесь как аутентичный. В небольшом пространстве галереи выставлено огромное количество объектов, рисунков и фотографий. Кстати, выставку Ермолаев сделал как своеобразное наглядное пособие для своих учеников. «Образовательности» экспозиции добавили многочисленные экспликации, рассказывающие об основных ценностях и философии ТАФа.
С той же просветительской целью была издана и монография. Идея книги принадлежит ученице Александра Павловича, теперь уже тоже преподавателю МАрхИ Елене Тарутиной. Еще 6 лет назад, разбирая архивы в мастерской, она нашла огромное количество графических листов Ермолаева и захотела их издать, ведь, по ее словам, каждый должен иметь возможность «прикоснуться к этим работам, прочувствовать их и прожить». Живописные и графические произведения в итоге составили лишь один том монографии, два других посвящены работам, которые, как пишет сам автор, «роднит материальность, предметность, часто деревянность», и текстам, которые дают ему возможность понять, что он из себя представляет. Впрочем, это не значит, что первый том не несет никаких открытий – наоборот, своим многочисленным поклонникам Ермолаев знаком, прежде всего, как дизайнер и архитектор, и лишь теперь, после публикации монографии, широкая публика сможет узнать его как уникального в своей лаконичности, архетипичности и образности художника.
Во втором томе работы сгруппированы не по хронологическому принципу – их объединяют сквозные мотивы и сюжеты, а также специфическая «авторская» типология, например, «пустяки», «тех, что могут украсить жизнь» и «претенциозные». Интересно, что последние часто представляют собой сочетания, например, стиральной доски, ржавого металла и пластмассовых обломков. Авторами третьего тома, в котором собраны искусствоведческие статьи о личности и творчестве Ермолаева, стали Олег Генисаретский, Александр Лаврентьев, Елена Сидорина, Елена Черневич, Галина Курьерова.
Но, конечно, главным повествователем монографии остается сам Ермолаев. Подробно рассказывая свою биографию, архитектор вспоминает, что интерес к дизайну у него проснулся на втором курсе института, когда он изучал наследие конструктивизма и выразительные средства футуризма. Ермолаев признается, что поначалу он смотрел на мир глазами того или иного художника, но затем сам научился чувствовать дух пространственно-предметной ситуации, открыл для себя творчество как артистическую игру с материалами, формами, пространством. Играет Ермолаев и до сих пор. Он остро чувствует законы природы, и в его правилах им следовать – именно поэтому в его объектах нет этакой нарочитой «сделанности».
Как сказал о нем на презентации книги президент МАрхИ Александр Кудрявцев: «Ермолаев удивительным образом открывает всем глаза на прекрасную сторону безобразного мира. Нет другого человека, который бы из мусора мог сделать потрясающую выставку, а из макулатуры – книгу». Сам художник говорит, что его работы не воплощают какие-то определенные замыслы, они возникают нечаянно как чувственные реакции на природные материалы или артефакты. Что ж, лицезрение этих «нечаянных» объектов приносит огромное удовольствие широкому кругу почитателей таланта Ермолаева. К слову, презентация книги и выставки собрали огромное количество зрителей – в зале галереи в буквальном смысле негде было шагу ступить.
Многие из пришедших – бывшие студенты Ермолаева, ведь за 30 лет существования Театра архитектурных форм оттуда из него вышел не один десяток учеников и последователей Александра Павловича. Поэтому на вечере вполне предсказуемо не раз звучали отзывы о создателе ТАФ как об учителе – Учителе в самом широком смысле слова, умеющем передавать навык непредвзятого и творческого восприятия мира. За этот дар Ермолаева, в частности, поблагодарил заместитель директора архитектурного бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов: «Я работаю с выпускниками ТАФа, и эти люди принципиально отличаются от других. Они обладают другим зрением, зрением следопыта. В них есть удивительное чувство охотника. И это Ваша заслуга, ведь это ген, который Вы вживляете».
|