Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.10.2011

Первый крейсер «Восточного»

Анна Мартовицкая
Объект:
Административное здание на космодроме «Восточный»
Адрес:
Россия, Амурская область, г. Углегорск
Мастерская:
ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Авторский коллектив:
А.А. Айрапетов, В.А. Воронежский, А.А. Фризюк

По проекту ОАО «ИПРОМАШПРОМ» на территории будущего космодрома «Восточный» в этом году начинается строительство первого административно-офисного комплекса.

Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание строится неподалеку от города Углегорск. В масштабах всей территории космодрома (а под реализацию проекта выделено более 600 га) оно, конечно, займет очень скромное место, однако его значение трудно переоценить – именно здесь разместятся и руководство строительством будущего «Восточного», и представители необходимых этому ответственному объекту «гражданских» служб. Именно этим объясняется и расположение здания на генплане «Восточного» – оно строится неподалеку от въезда на территорию космодрома и задумано как своего рода форпост, встречающий его сотрудников и гостей.

«Архитектурный образ здания родился практически сразу, – рассказывает главный архитектор института «ИПРОМАШПРОМ» Андрей Айрапетов. – Мы исходили из того, что должны поставить на въезде своего рода объем-стелу, вертикальную доминанту, и при этом разместить в ней более 13 тысяч квадратных метров офисных площадей. Проектировать слишком высокий объект на космодроме нецелесообразно по соображениям безопасности, а значит, наша доминанта неизбежно должна была стать достаточно «пухлой». Так и возникла форма корабля, своего рода крейсера, на нижних «палубах» которого разместились общественные и коммуникационные зоны, а в центральной верхней части – офисы».

Во многом именно расположением и продиктована динамичная эллиптическая форма здания – хорошо заметная со стороны и вместе с тем совершенно самодостаточная, а по своей пластике еще и безошибочно идентифицируемая как «космическая». Впрочем, на то, чтобы положить в основу плана комплекса именно эллипс, у архитекторов были не только эстетические основания, но и вполне практические. В частности, по требованиям обслуживания, загрузки и безопасности такого рода зданий, необходимо было сделать круговой объезд вокруг него, обеспечить возможность подъезда сразу с двух дорог и организовать двухстороннюю парковку.

Впрочем, при внимательном взгляде на генплан становится очевидно, что архитекторы немало усложнили яйцевидный овал: в частности, в эллипс с обеих длинных сторон врезаны конференц-блоки, имеющие форму раскрытых вееров. Небольшие сегменты подобной же формы, наоборот, изъяты – здесь организованы входы в здание, оформленные металлическими перголами. Последние решены как пластическое продолжение полукупола, частично накрывающего стилобатную часть комплекса, благодаря чему вся композиция приобретает определенную интригу и динамизм – вот только что была туго натянутая прозрачная ткань, и вот уже вместо нее остался только оголенный каркас. Врезанные же объемы общественных блоков (помимо конференц-залов в них расположены и кафе, и переговорные, и зоны отдыха для сотрудников) имеют плоские кровли, каждая из которых прорезана пятью круглыми «шляпками» световых фонарей. С уровня земли эти элементы неочевидны, но при взгляде из центральной офисной части комплекса здорово оживляют ландшафт. Именно на такой эффект архитекторы и рассчитывали, включая в общую композицию многочисленные пластически активные элементы – вокруг здания на сколько хватит глаз будет построена  промышленная база обеспечения строительства и производственные комплексы, от которых большого разнообразия форм и цветов ждать не приходится.

Собственно высотная часть комплекса, вырастающая из середины эллипса и занятая офисами, решена более лаконично. Она тоже имеет овальную форму, точнее, состоит из двух полуовалов, вынужденно раздвинутых для размещения между ними коммуникационных блоков с вертикальным транспортом и лестничных блоков. Граненые фасады, равно как и лестничные блоки, облицованы стеклом, а верхняя граница каждого из этажей («палуб») обозначена с помощью строгих алюминиевых солнцезащитных козырьков, подчеркивающих деловое назначение центрального объема.

Здание, которому суждено стать первой постройкой космодрома, не похоже ни на лэндмарк, ни на символ всего проекта – впрочем, такая задача перед архитекторами и не ставилась, поскольку работа над знаковым объектами еще впереди. Комплекс же, с которого начнется работа по созданию космодрома, точно соответствует своей функции и обозначает собой зону въезда на масштабную территорию «Восточного».
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный» © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Генплан
Генплан
Административное здание на космодроме «Восточный». План 1-го этажа © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный». План 1-го этажа © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный». План 2-го этажа © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный». План 2-го этажа © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный». План 3-го этажа © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»
Административное здание на космодроме «Восточный». План 3-го этажа © ОАО «ИПРОМАШПРОМ»