Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.09.2011

Всеамериканский мемориал

Нина Фролова
Объект:
Национальный мемориал 11 сентября
Адрес:
США, None, Нью-Йорк.
Павильон Национального мемориального музея 11 сентября
Адрес:
США, None, Нью-Йорк.
Мастерская:
PWP Landscape Architecture

В прошлое воскресенье в Нью-Йорке на месте разрушенных башен-близнецов открылся мемориал в память о погибших 11 сентября 2001.

Национальный мемориал 11 сентября © The Port Authority of New York and New Jersey
Национальный мемориал 11 сентября © The Port Authority of New York and New Jersey

Мемориал, спроектированный архитектором Майклом Арадом и ландшафтным архитектором Питером Уокером, имеет статус национального, поэтому он посвящен не только погибшим во Всемирном Торговом Центре (причем не только в 2001, но и при теракте 1993, когда у подножия Северной башни взорвался заминированный грузовик), но также и при атаке на Пентагон и крушении захваченного террористами самолета в Пенсильвании.
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: NormanB via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: NormanB via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0


Имена всех 2 983 погибших нанесены на бронзовые панели, обрамляющие две огромные прямоугольные «лакуны»: они находятся там, где стояли башни-близнецы. Почти с самого начала долгого и сложного процесса реконструкции ВТЦ было решено, что это пространство должно остаться свободным от каких-либо коммерческих заведений; мемориал включает в себя не только «отпечатки» оснований башен, но и окружающую их плазу общей площадью 3,24 га.
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: 	Kai Brinker via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Kai Brinker via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0


Из-под бронзового обрамления по периметру каждого из «квадратов» вниз падают потоки воды: сначала до глубины в 10 м, где расположен мелкий пруд, а потом еще 10 м – в квадратное отверстие в центре его дна. Это грандиозное зрелище заставило одного из критиков сравнить эти водопады с «кубической Ниагарой». Этот размах в определенной степени отвлекает от главной функции любого мемориала: настраивать на размышление, тихо помогать вспомнить о погибших.
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Dan DeChiaro via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-2.0
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Dan DeChiaro via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-2.0


Вымощенная серым гранитом плаза с гранитными же блоками-скамьями засажена 442 двуцветными дубами одинаковой высоты – 11 футов (3,35 м). Пока вокруг комплекса идет строительство, и допуск посетителей осуществляется по бесплатным билетам через КПП, но после завершения работ предполагается, что мемориал станет также и общественным пространством, где смогут отдохнуть горожане.
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Kai Brinker via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Kai Brinker via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0


Главная для комплекса мемориала стройка – это его музей (официальное название объекта – «Национальные мемориал и музей 11 сентября»). Он расположится под плазой, в пространстве 21 м высотой. «Центр свободы», планировавшийся рядом, решили не создавать, чтобы избежать лишней политической риторики. Но чтобы сохранить созданный бюро «Снёхетта» для него проект, здание решили все-таки возвести – как входной павильон музея. Павильон и музей откроются через год, 11 сентября 2012. Общий бюджет мемориала и музея – 700 млн. долларов.
Национальный мемориал 11 сентября © Handel Architects
Национальный мемориал 11 сентября © Handel Architects


С остальными постройками ситуация менее определена. Как известно, ВТЦ начали восстанавливать по проекту Даниэля Либескинда, но его символическое «видение» не выдержало испытания нью-йоркской реальностью. Проблема заключалась в том, что, несмотря на «потерю» значительной территории в пользу мемориала, было необходимо восстановить в полном объеме все офисные площади, существовавшие там до 11 сентября 2001. Таковы условия договора, заключенного с городом девелопером Ларри Сильверстайном, ставшим владельцем ВТЦ (башен-близнецов и 5 зданий меньшего размера) незадолго до трагедии. Поэтому остальную территорию пришлось застраивать очень плотно максимально «эффективными» зданиями. Но здесь вмешалась экономическая ситуация, и пока активно строится только бывшая «Башня Свободы» (теперь просто – «ВТЦ Башня 1», потерявшая, кроме названия, также и задуманную Либескиндом символическую высоту в 1776 футов (541 м) – 4 июля 1776 была принята Декларация независимости США: башня по техническим причинам будет несколько выше).

Также идет строительство транспортного терминала по проекту Сантьяго Калатравы: несмотря на значительное упрощение его замысла (в частности, «крылья» перекрытий не смогут раскрываться в солнечные дни) бюджет проекта составил более 3 млрд. долларов. Открытие запланировано на 2014.

Судьба четырех офисных башен, по проектам Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, Фумихико Маки и бюро KPF, пока неясна: во время кризиса для них оказалось сложным найти арендаторов, а без определившихся основных клиентов вести такое строительство сложно. Также на территории ВТЦ запланирован центр исполнительских искусств, но его возведение начнут лишь после 2014: его место пока занимает временный транспортный узел.