Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.09.2011

«Слово и дело» и другие объекты

Тамара Вехова

31 августа в Галерее ВХУТЕМАС открылась выставка «Нео-познанные объекты».

Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Художники – Наталья Хлебцевич (Москва) и Григорий Капелян (Нью-Йорк) показали на выставке живопись и графику, керамику и инсталляцию. Благодаря многообразию техник, материалов и форм экспозиция с первого же взгляда производит чрезвычайно жизнерадостное впечатление и возбуждает любопытство. Подобная вариантность не только развлекает, но и отвлекает от фактически неизбежных в современном искусстве повторов, вылезающих то здесь, то там. Впрочем, в случае с Хлебцевич и Капеляном эта эклектичность обозначена самими авторами как преемственность. Что же касается истоков, то оба художника ссылаются на русский авангард начала ХХ века как на непосредственный источник вдохновения и первичный импульс на пути поиска своего языка в искусстве.

Наиболее ранние из представленных на выставке произведений художника Наталии Хлебцевич представляют собой вариации на тему знаменитых супрематических экспериментов в керамике Малевича и Суетина. Графика и живопись Григория Капеляна являет собою весьма интересный и своеобразный синтез конструктивизма с органической спонтанностью филоновской школы. Забавно, насколько стилистика русского авангарда в транскрипции Хлебцевич и Капеляна приобретает характер и даже статус окончательной классики. В этих работах нет никакого намека на эпатаж, ломку традиций, нет пафоса устроителей нового мира (пусть даже и на нивах искусства). Лишенный своей главной эмоциональной составляющей, стиль русского авангарда в начале ХХI века продолжает существовать за счет более или же менее яркой субъективной рефлексии, а также экспериментов с различными техниками и материалами.

К счастью, художники Хлебцевич и Капелян не ограничивают себя рамками одного стиля. Так, керамическая тарелка, являющая публике лихо закрученный в спираль текст Григория Капеляна, на самом деле является еще живой, но уже – историей из концептуальных поисков в искусстве 1960-х годов. Этот текст был написан Капеляном (который является по совместительству еще и писателем) для книги, изданной м совместно с художником Вильямом Бруем в 1969 году в количестве 9 экземпляров (10-й экземпляр превратил бы в то время книгу из объекта чистого искусства в запрещенный самиздат). Экземпляры этого издания хранятся теперь в MOMA, а сама книга была переиздана через несколько лет во Франции и выставлялась в Центре Помпиду рядом с Соней Делоне.

Теме памяти и связи времен посвящена самая последняя работа Натальи Хлебцевич, также представленная на выставке. «Биографические данные» – произведение целиком и полностью относящееся к сфере ценностей и интересов современного искусства. В темного дерева лайтбоксах, подсвеченных тусклым светом, в воде, как в невесомости, парят старые фотографии, членские билеты, ксероксы каких-то документов. Набор их довольно случаен, но погруженные в воду (образ и времени и забвения, «в огне не горят, в воде не тонут») эти случайные бумажки, символы памяти, производят совершенно завораживающее впечатление. В этой работе художница использовала новейшие технологии, «документы» отлиты в тонкие и пластичные листы из специальной массы, смеси фаянса и целлюлозы.

Ну и, конечно, гвоздь экспозиции – это совместная инсталляция Капеляна и Хлебцевич «Слово и дело», уже показанная на XIII Международном фестивале архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» и номинированная на премию Кандинского. Стена сложена из глазурованных кирпичей, на которые нанесены надписи. Это сросшиеся пары слов, такие как «день и ночь», «смех и грех», «сплошь и рядом» часто употребляемые нами в повседневной речи. Такие словесные биномы подобны кирпичам в кладке здания нашего языка и мышления. В этой работе художники Капелян (отвечающий в данном случае за «слово») и Хлебцевич (видимо, руководящая «делом») попытались достичь материального и убедительного воплощения некоторых важных понятий, присутствующих в нашей повседневной жизни, но неосязаемых нами доселе. Эта инсталляция к тому же и просто красива – подсвеченные сзади, цветные кирпичи частью лежат тяжелой кладкой, а частью (по не осуществленной в этот раз задумке авторов) парят в воздухе. Остается добавить, что эти самые словесные биномы изначально являются самостоятельным литературным произведением Капеляна, недавно опубликованным в его книге «Вне контекста».

Обилие и характер текстов, заполняющих собою, в прямом смысле этого слова, объекты и графику Григория Капеляна, иллюстрирует сложное переплетение художественных традиций и индивидуальной истории. С одной стороны, эти тексты есть продолжение опытов отечественной концептуальной школы. С другой, их обилие является неизбежным следствием того, что Григорий Капелян одновременно и художник и писатель. С третьей, Капелян рос окруженный книгами, текстами и шрифтами. Его отец был художником-шрифтовиком в Ленинградском высшем художественно-техническом институте – товарище московского ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа. И подобные переклички и связки в искусстве всегда невероятно любопытны и симпатичны. К ним можно отнести и тот факт, что выставка художников, представляющих своим творчеством иллюстрацию поступательного движения отечественного искусства за последние сто лет, открылась именно на Рождественке в стенах галереи ВХУТЕМАС, исторически являющейся alma-mater всего русского авангарда.
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов
Фото: Сергей Яралов