Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.08.2011

Параметрическое взаимодействие

С 11 по 18 августа в Институте медиа, архитектуры и дизайна прошел воркшоп «Точка ветвления: взаимодействие».

«Точка ветвления» – это существующая уже не первый год образовательно-исследовательская инициатива, главной задачей которой является исследование современных взглядов на проектную культуру и  продвижение высокотехнологичной передовой архитектуры. В рамках воркшопа, посвященного теме «Взаимодействие», его участники попытались выяснить, как с помощью параметрических средств можно вести большой, комплексный проект, «запараллелив» сразу несколько этапов его разработки. В качестве модельной территории была взята бывшая фабрика «Красный октябрь» – место в Москве, где стихийно развивается креативный кластер и где существует очевидная проблема взаимодействия разнородных активностей, происходящих здесь временно или перманентно. По мнению организаторов воркшопа, данная территория остро нуждается в системах, которые бы осуществляли взаимодействие между городом, городским ландшафтом, зданиями, его оболочками и элементами и людьми.

Для того, чтобы наиболее эффективно решить эту задачу, в рамках воркшопа было создано четыре кластера, таких запараллеленных между собой мини-лабораторий, каждая из которых работает над собственным участком проблемы. Так, вопросы общей стратегии развития территории и взаимодействия с городом стали темой кластера DYNAMIC LANDSCAPE (модераторы: Данияр Юсупов (С-Пб), Екатерина Ларина (С-Пб), Александра Болдырева (Пермь), а проектированием отдельных объектов в городском ландшафте занимался кластер OBJECT (модераторы: Максим Малеин (Москва), Филипп Кац (Москва), Милан Стаменкович (Москва). Участники кластера SKIN / FABRICATION (модераторы: Димитрий Демин (Германия), Даниель Пайкер и Брайан Окнянски (Великобритания) занимались темой оболочки, а группа INTERACTIVE (модераторы: Вадим Смахтин (Москва), Эдуард Хайман (Москва), Гия Джахая (Сочи) изучала тему интерактивного взаимодействия среды, оболочки и человека.  

Всего в работе воркшопа, прошедшего на «Стрелке» приняли участие около 60 человек. О том, какие локальные задачи они ставили перед собой и как эти задачи решали, подробнее рассказывают модераторы мероприятия.

Максим Малеин, модератор кластера OBJECT:

– Мы занимаемся формой. Изначально задумывалось, что кластер по ландшафту делает анализ градостроительной ситуации на Стрелке и составляет разные карты. Например, карту активности людей в разное время суток на территории стрелки. Мы с их помощью получаем в свое распоряжение некий динамический ландшафт и размещаем на нем объекты. Объектом может быть  что угодно – здания, любые пешеходные маршруты – по воздуху, по земле.  Смысл в том, что мы проектируем так называемый прототип здания, информационную модель, которой мы потом уже можем манипулировать  исходными значениями. Это и есть параметрическая архитектура. Мы записываем свои действия в последовательном алгоритме. Соответственно, если мы изменим какое-то начальное значение, компьютер сам уже это все пересчитает. Вообще задача кластера OBJECT – получить эффектную форму. А кластер SKIN / FABRICATION уже придумает, как эту форму воплотить в реальность.

Филипп Кац, модератор кластера OBJECT:

– Мы стремились понять, что хорошо и что плохо для здания или для города, для пространства, для человека, наконец. Для нас важно выстроить цепочку логики развития здания: как оно, например, могло бы развиваться, как оно могло бы искать себе пространство. На базисном уровне мы делаем некое ДНК здания, которое будет неизвестно где и неизвестно что. В процессе развития оно понимает, где оно должно оказаться и чем оно будет.

Важно, чтобы студенты начали задумываться над стратегией девелопмента, начинали искать логику происходящего и отталкивались от нее, а не от чьих-то чужих мыслей. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что  и девелоперы и архитекторы принимают за какие-то принципы и аксиомы зачастую ложные утверждения. Они говорили, что надо делать так-то, хотя это совсем не очевидно. Здесь студенты, я надеюсь,  будут думать о том, что действительно нужно. "

Вадим Смахтин, модератор кластера INTERACTIVE:

– Мы разрабатывали три проекта, направленные на решение проблем среды, которая сформирована сейчас около «Красного Октября». Например, у нас есть решения, которые позволят частично решить проблему навигации по бывшей фабрике. Есть решение, которое позволит решить проблему пустых пространств, есть решение, которое позволит установить неявное взаимодействие со всеми членами некой энергетической экосистемы, которая сейчас есть на «Красном Октябре». Кстати, для работы мы набрали довольно разных людей. Нам было интересно взаимодействие различных дисциплин, как архитекторов, так и других профессий. У нас есть люди, которые занимаются менеджментом в компаниях, близких к целям нашего кластера. Есть художники и электротехники. Люди разных профессий находятся в постоянном конфликте друг с другом. К примеру, архитекторы и художники всегда спорили с друг другом, первые утверждали проект, а вторые находились в постоянном поиске, срывали, переделывали, искали новые варианты. Но, главное, что именно этот конфликт помогает им двигаться вперед.

Данияр Юсупов, модератор кластера DYNAMIC LANDSCAPE:

– Технология воркшопа заключается в том, что у всех уровней проектирования одна и та же база представлений о проекте, основанная на информационных перетоках между кластерами, которые происходят а реальном времени. В отличии от обычного метода проектирования, здесь происходит перефокусирование и перераспределение усилий внутри этого процесса, в результате чего на выходе мы можем получить более качественное решение. Еще один ключевой момент – мы всесторонне оцениваем ресурсы территории и те необходимые проектные действия, которые позволят их реабилитировать. Это могут быть и социальные ресурсы, и энергетические,  и природные, даже транспортная доступность, вообще что угодно.

Вообще технология параметрического проектирования довольно широко распространена в мире, но не очень активно пока используется в профессии архитектора. Молодые архитекторы сразу доверяются новой проектной культуре, потому что они видят ее эффективность и глубину. Многие заказчики и консультанты тоже понимают, о чем идет речь, и все активнее включаются в процесс. А вот средний сегмент (школы, проектные институты, проектные организации) настолько закреплены в существующем методе, что сдаются неохотно и лишь частично, а даже если и интересуются, то понимают, что в своем окружении, в существующей системе не смогут использовать это на полную катушку.  Т.е. здесь главный фактор – это открытость. Нужно раскрыть цех изнутри наружу, и тогда в него хлынут все токи, энергии, и новая  проектная культура будет развиваться, внедряться и проникать всюду. Мне кажется, это более чем реально. К середине века параметрическое проектирование станет самой обычной вещью, доступной любому, и вместо того, чтобы покупать в супермаркете, скажем, кеды, их можно будет изготовить самому с помощью маленького 3D-принтера.