Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.09.2011

Перелетные гнезда

Анна Гараненко
Объект:
«Гнезда света»
Адрес:
Россия, Калужская область, дер. Никола-Ленивец
Мастерская:
PANACOM
Авторский коллектив:
Никита Токарев, Арсений Леонович

«Гнезда света» бюро «Панаком» – один из самых ярких (во всех смыслах) объектов прошедшего «Архстояния»-2011. Обладая выраженной медийной составляющей, он имеет неплохие шансы отправиться в самостоятельное плавание. По крайней мере, создатели уверены, что светящиеся шары вполне могут размножаться и мигрировать из леса в город. Об этом в интервью Архи.ру рассказал один из авторов объекта Арсений Леонович.

«Гнезда света» ночью. 3D-визуализация, © бюро PANACOM
«Гнезда света» ночью. 3D-визуализация, © бюро PANACOM
Архи.ру: Ваши «Гнезда света» отличаются от остальных вещей нынешнего Архстояния полным отсутствием даже намека на традиционную форму – это что угодно, только не сарай. Как вас занесло так далеко от заданной темы?

Арсений Леонович: Не так уж далеко – птичьи гнезда не что иное, как сараи, сделанные из веток… Но наш проект действительно жил персональной жизнью. Изначально у Антона (Антон Кочуркин, куратор фестиваля – Архи.ру) была тонкая, сложносочиненная идея «Элементарных частиц», над которой нам предложили подумать. Мы сделали 3-4 варианта – в том числе, один предельно элементарный: выкопать нечто вроде землянки, где количество вынутого грунта равно количеству насыпанного. Хотелось выступить с минимальными внедрениями и затратами, чтобы, кроме людей и лопат, ничего не понадобилось. Среди вариантов был очень художественный – некие монады, точки, капсулы на деревьях. Извечная тема смешения двух контекстов, когда что-то рукотворное, дизайнерское, потустороннее вдруг прорастает в лесу русской средней полосы. Да еще и светится… Идея всем запала в душу, и в итоге выжила, когда у «Архстояния» изменилась концепция – это случилось, когда на необязательный конкурс сараев было подано несколько сотен работ, и эта тема вытеснила все остальные. Так что нам с Никитой пришлось постфактум обосновать, почему наш объект – сарай.

И почему?

Потому что «сарай» в восточной культуре – дворец, царского рода. Это в русском наречии он снизился, вывернулся наизнанку, стал неказистой хозяйственной постройкой. Подчас птичьи постройки кажутся нам сараем, небрежно слаженным из подручного материала, а на самом деле – это дворцы незнакомого нам народа. В нашем гнезде живет не птица, а свет…  В общем, развили тему сарая до бесконечности.

Вы наверняка наблюдали за тем, как люди воспринимают ваш объект. Как реагировали зрители?

Народ в основном реагировал искренне: «Здорово, интересно, уютно». Что только не вспоминали – и фильм «Аватар», и китайский праздник с фонарями, и стаю светляков, и грибы… Один только раз я увидел, как человек пришел и сказал: «А, понятно, как это сделано». Возможно, ему понравилось, но важнее было раскусить, как это устроено… Получилась атмосфера практически интерьерного характера, созданная в лесу. Зависнув на комфортном для человека расстоянии от земли, «гнезда» создали ареалы, выделили несколько групп. Маркировка пространства (этот термин часто звучал на фестивале) произошла на «раз-два» – этой поляны раньше как бы и не было, она лежала в стороне от тропы. Засветившись, она стала объектом притяжения. Люди потянулись на свет, туда, где им было обещана сказка. Просто шли на свет, расстилали свои индийские коврики, ложились и лежали под светящимися шарами. Это важно – создать на уровне чувств еле уловимый, часто плохо описываемый словами момент привлечения.

Из чего сделаны ваши «гнезда»?

На вертикаль (в нашем случае – ствол дерева) надет хомут с возможностью пристыковки к нему ламелей. Первоначально была сделана компьютерная модель – так, чтобы на внутреннюю поверхность ламелей можно было закрепить светодиоды. Таким образом, получилась внутренняя сфера и внешний контур, который с ней совсем не совпадал. Стоило это все недорого – всегда ищешь правильную идею, которая балансирует на грани позволительного бюджета и максимального «выхлопа». В первый раз мы сделали по-простому: из толстой фанеры, обработанной тремя слоями тиккурилы (она должна уберегать от влаги).

Что значит – в первый раз? Будет второй?

Образ многим так понравился (как это нередко бывает с идеями, лежащими на поверхности), что сейчас идут разговоры, где бы применить его модификации. «Гнезда» могут появиться не только в лесу, но и в городе – на трубах или фонарных столбах. Почему нет? Сейчас обсуждаем идеи для Moscow Design Week. Есть много мест, где можно приложить мозги на стыке искусства, архитектуры и дизайна. Я бы не стал узурпировать авторство, в истории дизайна были подвешенные штуковины, которые светились. Просто в этот раз «выстрелили» так, к месту и ко времени.
«Гнезда света» ночью. Фотография: Михаил Колобаев (elrahir)
«Гнезда света» ночью. Фотография: Михаил Колобаев (elrahir)
«Гнезда света» ночью. Фотография: http://arch.stoyanie.ru
«Гнезда света» ночью. Фотография: http://arch.stoyanie.ru
«Гнезда света» днем. Фотограф Валерий Леденев
«Гнезда света» днем. Фотограф Валерий Леденев
«Гнезда света» днем. Фотограф Катерина Шмелева
«Гнезда света» днем. Фотограф Катерина Шмелева