Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.08.2011

Стояние при сарае

Алтынай Раскалиева
Объект:
«Гнезда света»
Адрес:
Россия, Калужская область, дер. Никола-Ленивец
Авторский коллектив:
Никита Токарев, Арсений Леонович

30 июля куратор «Архстояния 2011» Антон Кочуркин представил зрителям и журналистам новые объекты фестиваля: шесть размышлений на тему прото-формы сарая.

Антон Кочуркин, куратор Архстояния-2011. Фотограф Катерина Шмелева
Антон Кочуркин, куратор Архстояния-2011. Фотограф Катерина Шмелева
Под лозунгом «назад к истокам» Антон Кочуркин, архитектор и руководитель бюро 8L, отказался от прошлогодней идеи слияния с современным искусством, перейдя от абстракции «лесной литургии» к осязаемой форме универсальных сооружений, вначале собирался назвать нынешний фестиваль «Элементарные частицы». Одной из таких «частиц» должен был стать проект-победитель открытого конкурса «Сарай №11», построенный в никололенивецких полях. Однако конкурс оказался популярным, на него подали почти 350 работ, и жюри в лице Евгения Асса, Юрия Григоряна и Антона Кочуркина во главе с Александром Ермолаевым приняло решение реализовать не один проект, а целых шесть. «Фантазии архитекторов не было конца и краю… и мы посчитали, что уйти в крестьянскую тему было бы актуально» – признается куратор фестиваля. Таким образом, из параллельной программы «Сарай№11» вырос до центрального объекта «Архстояния», одновременно конкретизировав неопределенную тему некой «Элементарной частицы» до вполне говорящего названия «Сарай».

Шесть сооружений, представляющих собой различные по степени диковинности вариации на тему сарая, теперь разбросаны по территории Никола-Ленивца.

Следуя фестивальному маршруту, зритель начинает свое путешествие от «Стены Сарая» Саны Бориевой – самого абстрактного объекта нынешнего фестиваля. Стена, еще не способная обеспечить защиту от дождя и снега, своей тенью уже может оберегать от солнца. Лишенная главных функций сарая, эта «недоединица» превращается в подобие солнечных часов днем, сообщая о текущем времени суток, и экран для кинопоказа ночью. В глаза бросается недавно появившаяся на объекте неровная надпись краской «дрова», что невольно вызывает мысль об очередном возможном предназначении постройки.
«Стена Сарая», Сана Бориева. Фотограф Валерий Леденев
«Стена Сарая», Сана Бориева. Фотограф Валерий Леденев

Заменив дерево, традиционный материал для строительства сарая, на стальные цепи, привешенные к металлическому каркасу, группа архитекторов FAS(t) получила сюрреалистическое сооружение "Standless Steel" («Сталь нестоячая», название, что очевидно, отсылает к надписям на ножиках из нержавеющей стали). «Мы хотели, чтобы объект чутко отзывался на любые изменения в природе – будь то повышение температуры или силы ветра», рассказывают молодые архитекторы Александр Рябский, Ксения Харитонова, Дмитрий Барьюдин. «Входы и выходы здесь находятся по всему периметру», – показывают авторы, свободно передвигаясь между легкими цепочками. Пронизанное струящимися потоками света, звенящее на ветру, и не выполняющее ни одну из типичных функций сарая, сооружение было облюбовано гостями «Архстояния» как место для памятных фотографий и игры в догонялки.
“Standless Steel”, Группа архитекторов FAS(t). Фотограф Валерий Леденев
“Standless Steel”, Группа архитекторов FAS(t). Фотограф Валерий Леденев
“Standless Steel”, Группа архитекторов FAS(t). Фотограф Валерий Леденев
“Standless Steel”, Группа архитекторов FAS(t). Фотограф Валерий Леденев

В противоположность двум предыдущим сараям функция следующего объекта очевидна. Капсульный отель «Ваш Шкаф» площадью 70,3 квадратных метра вмещает до 27 постояльцев в 13 одноместных и 6 двухместных номерах. Пободные отели, состоящие из капсул-шкафов размером 2х1х1,25 м, в которых можно помещаться только лежа, популярны в Японии, где они используются горожанами в качестве недорогого убежища на ночь. По убеждению Кирилла Баира и Дарьи Лисицыной, авторов русского варианта японского отеля, их объект соединяет в себе наши традиции с юго-восточными технологиями. «Это экономично, экологично и эстетично», – сообщает нам буклет капсульного отеля. Внешне отельный сарай очевидным образом отсылает к прототипам Александра Бродского: архитекторы использовали старые двери с обсыпающейся краской, прямо как в Ротонде, стоящей неподалеку; и живописно-хаотично расположили их, почти как окошки в павильоне Водочных церемоний из Пирогова. Свои функции Шкаф уже начал выполнять, решив проблемы с ночлегом на территории кемпинга. Выглядывающие из капсул мятые одеяла и подушки свидетельствовали, что «Ваш Шкаф» стал убежищем для социологов из проекта «АрхДвижение», приехавших на фестиваль ради исследования.
Капсульный отель «Ваш Шкаф», Кирилл Баир и Дарья Лисицына. Фотограф Валерий Леденев
Капсульный отель «Ваш Шкаф», Кирилл Баир и Дарья Лисицына. Фотограф Валерий Леденев
Капсульный отель «Ваш Шкаф», Кирилл Баир и Дарья Лисицына. Фотограф Валерий Леденев
Капсульный отель «Ваш Шкаф», Кирилл Баир и Дарья Лисицына. Фотограф Валерий Леденев

Наряду со "Standless Steel" вторым проектом нынешнего «Архстояния», претендующим на связь с искусством, являются «Гнезда света» архитектурного бюро «Панаком». В качестве прелюдии к раскрытию идеи своего творения, авторы светящегося объекта, Никита Токарев, Арсений Леонович и Петр Толпин, воспевают гнезда в лесу как естественный прототип архитектуры. Сарай для них обрел форму этих самых гнезд, будучи приподнят силой архитекторской мысли на никола-ленивецкие сосны и березы. Мягкое ночное свечение зеленого, белого, красного или синего цвета обеспечивается встроенными в сооружение светодиодами. Пять фонарей-мандаринов разной формы и размеров создали почти восточную атмосферу в русском лесу – у подножия освещающих лес сосен люди пьют чай и раскуривают кальян.
«Гнезда света» днем. Фотограф Катерина Шмелева
«Гнезда света» днем. Фотограф Катерина Шмелева
«Гнезда света» днем. Фотограф Валерий Леденев
«Гнезда света» днем. Фотограф Валерий Леденев
Арсений Леонович, бюро ПАНАКОМ. Фотограф Катерина Шмелева
Арсений Леонович, бюро ПАНАКОМ. Фотограф Катерина Шмелева

Двумя последними новыми объектами фестивального маршрута стали самые настоящие простые сараи. Первый из которых назван своим автором Оскаром Мадерой «Функциональное мычание». Надстроив к самому типичному сараю дополнительную крышу, и, казалось бы, нарушив правила планировки, архитектор показывает, что ничего не произошло, мол, как был сарай «глухонемым», так им и остался. Как мы видим, ничего, действительно, не изменилось – пагоды китайской не получилось. Однако, кое-какая польза есть. По мнению Мадеры, обладая двойной крышей проект символизирует процесс построения самого себя. Антон Кочуркин наделил «Функциональные мычание» дополнительной функцией: в сарае Оскара Мадеры выставлены проекты, участвовавшие в конкурсе «Сарай№11».
«Функциональное мычание», Оскар Мадера. Фотограф Валерий Леденев
«Функциональное мычание», Оскар Мадера. Фотограф Валерий Леденев
«Функциональное мычание», Оскар Мадера. Фотограф Валерий Леденев
«Функциональное мычание», Оскар Мадера. Фотограф Валерий Леденев

«Сарай Сараев» архитектурного бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE и арт-группы  MISSISSIPPI венчает список новых объектов Никола-Ленивца, так как это фаворит куратора. В
«Сарай Сараев» архитектурного бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE и арт-группы  MISSISSIPPI
«Сарай Сараев» архитектурного бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE и арт-группы MISSISSIPPI

Двигаясь по фестивальному маршруту новых объектов, зритель мог увидеть эволюцию сарая. На его глазах абстрактная форма элементарной единицы, «Стены сарая», обрастала смысловой нагрузкой, взаимодействуя с ландшафтом («Сталь нестоячая»), и обретая различные функции – обеспечение убежища (Капсульный отель «Ваш Шкаф»), освещение («Гнезда света»), общественное пространство («Функциональное мычание»). И наконец, достигла своего апогея в виде «Сарая Сараев». В нем соединены прошлое и настоящее простейшей архитектурной единицы. Во-первых, на стенах его остались «тени» окружавших его когда-то предметов – написаны эти выжженные солнцем отпечатки сербским художником Дмитриевичем. Во-вторых, сейчас он приспособлен для жизни людей – это просторное помещение со всеми удобствами, хорошо освещенное благодаря крыше из пластика и небольшим зазорам между деревянными досками. На время фестиваля объект используется как веранда. Планы Антона Кочуркина и авторов насчет будущего сарая разнообразны – начиная от размещения в нем имущества «Архстояния» и заканчивая обустройством его как театральной площадки.
Николай Полисский обозревает результаты очередного Архстояния. Фотограф Валерий Леденев
Николай Полисский обозревает результаты очередного Архстояния. Фотограф Валерий Леденев