15 июля были объявлены результаты открытого конкурса «Пермская мебель».
Михаил Беляев – ATIS. 1 место в номинации «Мебель для городской среды» на открытом конкурсе «Пермская мебель», 2011. Изображение: http://www.designet.ru/
Конкурс проводили совместно пермский Центр развития дизайна и портал designet.ru. В жюри вошли шесть российских дизайнеров, один поляк, председатель пермской ассоциации производителей мебели, а также, в качестве «звезды» – Росс Лавгроув. Призовой фонд 400 тысяч призовых рублей разделили между обладателями первых трех мест в каждой их трех тематических номинаций: соответственно по 60, 40 и 20 тысяч. Жюри также присудило по семь поощрительных грамот, отметив в общей сложности тридцать из ста двенадцати дизайнеров, поучаствовавших в конкурсе.
Гладя на список победителей, полностью представленный на сайте организатора designet.ru, несложно понять, что судьи, как им и полагается, постарались выбрать из предложенных идей самые нестандартные. Так, в номинации «Мебель для городской среды» лучшей признали скамейку на двух заостренных ножках под названием ATIS, предназначенную, по замыслу ее автора Михаила Беляева, для втыкания в землю наподобие пляжного зонтика. Такие скамейки можно разместить на склонах, где сидений, как правило, не бывает. Для того, чтобы чересчур тучные седоки не вдавили эти скамейки слишком глубоко в землю, автор предусмотрел специальные «хвостики»-фиксаторы. По мнению одного из членов жюри, польско-щвейцарского дизайнера Оскара Цита, эти романтические скамейки делают людей ближе природе.
Михаил Беляев – ATIS. 1 место в номинации «Мебель для городской среды» на открытом конкурсе «Пермская мебель», 2011. Изображение: http://www.designet.ru/
Большинство дизайнеров, поработавших в номинации «Мебель для образовательных учреждений», сосредоточились на школьных и детсадовских партах, складывающихся в компактные стопки. А победил автор обаятельных колченогих табуреток Владислав Жуковец. Ножки его табуреток аккуратно-пластмассовые, сиденье же сделано из полированного среза древесного ствола, на котором хорошо видны годовые круги. По этим кольцам дети смогут подсчитывать «возраст» своих инкрустированных деревом сидений. Звезда жюри британец Росс Лавгроув предсказал этим табуреткам блестящий коммерческий успех.
Владислав Жуковец – табурет. 1 место в номинации «Мебель для образовательных учреждений» на открытом конкурсе «Пермская мебель», 2011. Изображение: http://www.designet.ru/
Владислав Жуковец – табурет. 1 место в номинации «Мебель для образовательных учреждений» на открытом конкурсе «Пермская мебель», 2011. Изображение: http://www.designet.ru/
Кресла, диван и журнальные столики Максима Максимова, признанные лучшим образцом «мебели для общественных учреждений», глава жюри Вадим Кибардин назвал лучшим проектом конкурса. Они сложены наподобие оригами из гнутых металлических листов и заполнены большими мягкими подушками для сидения.
Максим Максимов - Одна линия. 1 место в номинации «Мебель для общественных учреждений» на открытом конкурсе «Пермская мебель», 2011. Изображение: http://www.designet.ru/
Максим Максимов - Одна линия. 1 место в номинации «Мебель для общественных учреждений» на открытом конкурсе «Пермская мебель», 2011. Изображение: http://www.designet.ru/
Другие отмеченные жюри проекты демонстрируют, с одной стороны, живость авторский фантазии, а с другой – некоторую заезженность путей, которыми эта фантазия следует в своем развитии. Традиционно много дизайнерских сил было отдано поиску способов оптимального складывания мебели в стопки – и ее расстановки в пространстве. В этой области, опять же как всегда, лидирует пчелиная тема сот: в «сотовом» порядке стыковки дизайнеры расставляют как офисные столы, так и детские стульчики, и городские скамейки. Вторая любимая тема мебельщиков – яркие цвета; третья – экология: за нее отвечают в равной степени деревянные и ярко-зеленые поверхности. И то, и другое, и третье, согласитесь, приелось. Большинство отмеченных жюри вещей соответствуют «мировому уровню» (именно так комментирует полюбившиеся работы Вадим Кибардин) – однако же прорыва не наблюдается.
Впрочем, отсутствие экстремального новаторства тоже можно понять: все отмеченные жюри проекты, помимо очевидной ориентации на тот самый «мировой уровень», объединяет одно качество – среди них нет концептуального хулиганства и экстремальных художественных поисков. Все это вещи prêt à porter, нацеленные на то, чтобы быть запущенными в производство – организаторы обещают реализацию как минимум проектам-победителям. Однако в официальном пресс-релизе конкурса ни о чем подобном не говорится.