Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.07.2011

Кирпичное будущее

Анна Мартовицкая
Объект:
Архитектурная концепция жилого комплекса на участке 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
Адрес:
Россия, Москва. Берсеневская набережная, вл.6
Мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: А.В. Никифоров. Архитекторы: А.О. Бреславцев, А.Ю. Бусалов, Е.С. Клюева, Г.Б. Холопов

Весной этого года компания «ГУТА Девелопмент» провела второй архитектурный конкурс на проект жилого комплекса на Болотной набережной. На этот раз речь шла об участке, расположенном точно посередине между Патриаршим мостом и стрелкой, разделяющей Москву-реку и Водоотводный канал. Одним из участников этого состязания стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры».

Архи.ру уже писал о предыдущем конкурсе на застройку Болотной набережной. И если в рамках того состязания архитекторы занимались возможным будущим участков под кадастровыми номерами 16E и 17F, то теперь их внимание было сосредоточено на участках 18-20G. Как и в предыдущем случае, им предстояло спроектировать жилой комплекс самого высокого класса, обеспечив квартиры наилучшими видами на водную гладь и центр города. Во многом схожими были и технические задания: например, в обоих случаях архитекторы не должны были проектировать подземную часть, так как вся застройка территории бывшего «Красного Октября» будет иметь единый паркинг. Но было в исходных данных и одно кардинальное различие: градостроительная концепция развития острова, разработанная в начале 2000-х годов «Моспроектом-2», предусматривала, что в первом случае жилые дома должны были встать вдоль набережной, а во втором – перпендикулярно ей. Причина очень проста – существующий на участке 19G кирпичный дом, стоящий именно так, необходимо сохранить, и градостроители рассудили, что два новых объема будет проще всего разместить аналогично. Девелопера, в свою очередь, это смущало, и во многом именно из желания как-то изменить навязанную композицию и родился этот конкурс. Мастерская «СК и П» с идеей перпендикуляров также не согласилась и дала предложения по развитию не только данной территории, но и прилегающей к ней.

«Тщательно проанализировав ситуационный план и перспективы застройки соседней территории, мы пришли к выводу, что если построить на этом месте три перпендикуляра, здание, которое когда-нибудь будет возведено по соседству, примкнет к ним вплотную, – рассказывает главный архитектор проекта Андрей Никифоров. – Впрочем, не только это нас смущало: граница, проведенная между участками, вообще кажется очень условной и градостроительно необоснованной, и существующее историческое здание на самом деле больше подходит для обозначения паузы в ритме застройки, чем для воспроизведения перпендикуляров к набережной». Так что вместо трех длинных корпусов, выходящих на Болотную торцами, ООО «АМ СК и П» предложили сложную композицию комплекса, уподобив его кварталу, плотность застройки которого редеет и тает по мере приближения к стрелке.

Между Берсеневским переулком и сохраняемым зданием архитекторы вписывают секционный жилой дом, в плане напоминающий букву Н. Ее правая «палочка», проходящая по красной линии переулка, более вытянута, благодаря чему у дома возникает собственный озелененный двор, а в «перемычке» расположен сквозной вестибюль, раскрытый на реку. Своим левым торцом этот дом обращен к существующему промышленному объему, который архитекторы реконструируют под жилье а ля loft. У сохраняемого здания, в силу его расположения, своего двора нет, и этот недостаток архитекторы компенсируют с помощью широкой и светлой галереи, встроенной аккурат между существующим жилым домом и проектируемым.

Отдельно следует сказать об архитектуре этих объемов. Сохраняемый корпус имеет узнаваемый фабричный облик – массивные краснокирпичные стены, высокие окна, лаконичный декор фасадов, – который архитекторы бережно сохраняют. Новый объем также предполагается облицевать кирпичом: по мнению авторов проекта, существующая застройка острова имеет настолько доминирующий характер, что противостоять этому влиянию очень сложно и по большому счету бессмысленно. К тому же единство материала способно превратить стрелку в завершенный ансамбль, каковых в современной Москве, скажем прямо, не так уж и много… Другое дело, что кирпич в руках архитекторов нынешнего столетия совсем не обязан воспроизводить кладку и ритм промышленных объемов прошлого, поэтому Никифоров вплетает в красное полотно белый известняк, и придает дому подчеркнуто контрастную форму: стены в плане поставлены не под прямыми углами, на плоскостях фасадов отчетливо видны «места сгибов», а карнизы кровель не горизонтальны. В результате дом производит удивительное впечатление: это массивный объем, собранный из камня и кирпича, но окна, чья высота заметно увеличивается к последнему этажу, «перегнутые» стены и кровля, незаметно переходящая в фасад, делают его визуально почти невесомым и очень отзывчивым на изменения окружающей среды.  

Как уже говорилось, сохраняемое здание трактовано архитекторами как предвестник небольшой паузы в ритме застройки набережной – узкий кирпичный торец обозначает границу между высокоплотной урбанизированной средой и разреженным кварталом малоэтажных домов. И если новый секционный дом и корпус лофтов, благодаря пристраиваемой галерее и полностью остекленной «прослойке» вестибюля, кажутся если не единым целым, то навсегда сросшимся сложным городским организмом, то малоэтажная застройка больше похожа на загородную или парковую. Здесь есть и клубные дома на несколько квартир, и особняки на одну семью: два дома расположены в границах участка 20G, а еще четыре архитекторы разместили на соседнем участке. Этажность особняков понижается по мере приближения к стрелке, между собой они разделены небольшими двориками и пешеходной улочкой, идущей параллельно набережной. Правда, проект предусматривает, что это будет сугубо внутренняя, «частная» улочка для данных шести домов (именно с нее организованы входы в особняки). А вот «разрыв» между ними и секционными домами архитекторы планируют сделать общедоступным: по их мнению, еще один выход к набережной в этой части острова просто необходим.

По своему архитектурному решению малоэтажная часть жилого комплекса имеет много общего с угловым секционным домом. Кровля здесь также работает как полноценный фасад, ее коньки в плане не параллельны стенам, а ширина окон варьируется в зависимости от ценности открывающихся из них видов. Цоколь всех домов выложен из белого камня, а дальше этот материал разбегается по фасадам в произвольном порядке, разбавляя и оттеняя густоту красного кирпича. Благодаря такому решению новые объемы хоть и опознаются мгновенно как постройки нашего времени, но воспринимаются плотью от плоти «Красного октября». А разная высота домов, вошедших в состав жилого комплекса, и многократные «сдвижки» их кровель придают застройке набережной очень динамичный силуэт, чем-то похожий на схему ЭКГ: ровный и уверенный «пульс» создаваемой среды учащается по мере приближения к Патриаршему мосту и, наоборот, постепенно замирает там, где градостроительная ткань уступает место озеленению и воде.  
Главный архитектор проекта Андрей Никифоров
Главный архитектор проекта Андрей Никифоров
План первого этажа
План первого этажа
План третьего этажа
План третьего этажа
План пятого этажа
План пятого этажа