В рамках конкурса на проект жилого комплекса на Болотной набережной ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировала два дома, художественный образ которых авторам подсказало знаменитое «Купание красного коня».
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Закрытый архитектурный конкурс на проект жилого комплекса на Болотной набережной в начале этого года провела компания «ГУТА-Девелопмент», основной застройщик территории фабрики «Красный Октябрь». К участию в нем были приглашены 6 архитектурных бюро: мастерская №8 «Моспроекта-2», SPEECH Чобан/Кузнецов, «Сергей Скуратов Architects» (о проекте которого мы уже рассказывали), «Проект Меганом», ТПО «Резерв» и ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». Предметом конкурсного проектирования стали участки 16 E и 17 F, расположенные на месте бывшего холодильного цеха кондитерской фабрики. Это последнее перед Патриаршим мостом здание, ориентированное вдоль набережной. По замыслу девелоперов, на его месте должны появиться два жилых дома, объединенные внутренним двором и общей инфраструктурой.
Основная сложность для конкурсантов заключалась в том, что градостроительная концепция развития всей территории фабрики, разработанная в начале 2000-х годов «Моспроектом-2», предусматривает превращение Болотной набережной в полностью пешеходную зону. Более того, у всей застройки острова будет единый подземный паркинг, а въезд в него должен расположиться как раз под проектируемым жилым комплексом, а точнее, под тем его боковым фасадом, который обращен к Патриаршему мосту. Жесткие ограничения проектируемые здания также имели по классу (причем по мере удаления от моста статус жилья должен был возрастать), высоте, форме кровель и облицовочным материалам. «Мы получили настолько подробное техническое задание, что пространства для полета фантазии практически не осталось, – признается главный архитектор проекта Виктор Бармин. – Поэтому мы решили действовать последовательно: сначала учесть все требования ТЗ, а затем посмотреть, где и в чем можем отступить от его диктата».
Прежде всего, авторам предстояло «сложить» композицию из двух объемов – длинного и короткого, и они рассудили, что для архитектуры центра Москвы такие антонимические пары не очень характерны, поэтому каждый дом следует визуально разбить на две части. И именно двухчастность в итоге стала главной темой объемно-планировочного решения жилого комплекса: сам он состоит из двух разных по статусу домов, и каждый из них, в свою очередь, составлен из двух «половин». Причем если меньший корпус как будто собран из двух отдельно стоящих «домиков», то более длинный рассечен на две части по диагонали, и из краснокирпичного объема «прорастает» каменный.
Что касается диалога материалов, то он тоже был предусмотрен техническим заданием: длинный корпус предписывалось сделать кирпичным, а более элитный облицевать натуральным камнем светло-серого цвета. Это требование Виктор Бармин соблюдает, однако использует для того, чтобы максимально разнообразить взаимодействие материалов, сделать его остросюжетным. Так, корпус, начинающийся у пешеходного моста, обращен к нему двумя краснокирпичными стенами (торцевой фасад здесь чуть скошен, реагируя на столь близкое соседство). На набережную он смотрит уже совсем не таким монолитом: кирпичный покров постепенно спадает, речной фасад прорезан динамичной вертикалью и украшен нависающими над красной стеной светлыми террасами. Противоположный же торец, обращенный в сторону двора, и вовсе превращается в систему ступенчатых (уже полностью каменных!) террас, подхватывающих плоскость двора и поднимающих ее на жилые этажи вплоть до пятого.
Облицован кирпичом и первый этаж второго дома, но если в длинном корпусе кирпич символизирует фабричное прошлое Болотной и играет роль своего рода скорлупы, из которой «вылупляется» новый объем, то здесь этот материал используется с вполне утилитарной целью – из него выложены цоколь и ограждение, отделяющее элитное жилье от общегородского пространства набережной. Этот корпус состоит из двух прямоугольных в плане объемов, которые объединены общим холлом. Интересно, что крайняя «половина» накрыта обычной двускатной кровлей, а та, что примыкает к внутреннему двору, имеет кровлю односкатную, и ее поддерживает массивный торжественный портик. Благодаря этому элементу, а также системе террас и облицовке цоколя кирпичом четырехэтажное здание визуально разбивается на два совершенно не похожих объема, которые к тому же воспринимаются как разноэтажные. Именно такого эффекта архитекторы и добивались, стремясь приблизить комплекс к масштабу существующей застройки острова.
Подобная композиция сообщает жилому комплексу нетривиальный динамизм. Это не просто пара домов, аккуратно выстроенных по красной линии вдоль набережной, но объемы, настолько активно взаимодействующие друг с другом, что даже у стороннего наблюдателя не остается сомнений: эти двое – часть единого целого… И если длинный дом ориентирован на стрелку острова, то маленький корпус, где находятся самые дорогие квартиры комплекса, смотрит на Якиманку и гладь канала. «Когда мы только приступили к работе над этим проектом, мне вспомнилась картина Петрова-Водкина «Купание красного коня», и этот сюжет буквально не давал мне покоя – до тех пор, пока я не решил сделать основой композиции запечатленный художником порыв, – рассказывает Виктор Бармин. – Длинный корпус – это, естественно, тело коня, а двухчастный дом с портиком – это его голова, обращенная к зрителю».
Проект ООО «АМ СК и П» вышел во второй тур конкурса, в котором архитекторы по просьбе заказчика внесли в него целый ряд изменений. В частности, редкие стеклянные балкончики на главном фасаде длинного дома трансформировались в прямоугольные эркеры, размещенные в строгом шахматном порядке, а лаконичный прямоугольный портал заезда на подземную парковку был заменен на медиапанель, заметную издалека в любое время суток. Кроме того, параллельно с доработкой этого проекта мастерская получила от компании «ГУТА-Девелопмент» предложение принять участие в конкурсе на два соседних участка, где также предполагается построить элитное жилье. Так что, как говорится, продолжение следует.
Виктор Бармин, главный архитектор проекта
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной. Скорректированный вариант проекта (II тур конкурса) © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной. Скорректированный вариант проекта (II тур конкурса)© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной. Скорректированный вариант проекта (II тур конкурса)© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектурная концепция жилого комплекса на Болотной набережной© АМ Сергей Киселев и Партнеры
|