Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.06.2011

Феликс Новиков: некоторые соображения по поводу письма Евгения Асса Союзу архитекторов

Феликс Новиков

Идея вступления Союза архитекторов в Народный фронт и ответное письмо Евгения Асса о его выходе из Союза стала причиной оживленной дискусси. Сегодня мы получили письмо Феликса Новикова, и публикуем его.

Феликс Новиков, архитектор, теоретик архитектуры, критик. Фотография предоставлена автором
Феликс Новиков, архитектор, теоретик архитектуры, критик. Фотография предоставлена автором
Сначала по форме
В целях определения правомочности принятого решения о вступлении Союза в Общероссийский Народный Фронт, я не поленился прочесть устав САР и в третьем его разделе, определяющем права и обязанности организации, нашел пункт устанавливающий право Союза: – «Совместно с различными коммерческими и некоммерческими организациями создавать ассоциации (союзы), входить в уже созданные ассоциации (союзы)». Однако ОНФ не является ни ассоциацией, ни союзом, а сугубо политической организацией (фронтом), призванным сыграть отведенную ему роль в предстоящей избирательной кампании по выборам Государственной Думы и Президента России. Уставом САР подобное никоим образом не подразумевается. И хотя в его первом разделе имеется пункт 1. 6., утверждающий что «Союз не отвечает по обязательствам своих членов, равно как и члены Союза не отвечают по обязательствам Союза» и, таким образом, Евгений Асс может считать себя свободным от членства в ОНФ, само приобщение творческого союза к политическому фронту является нелигитимным.

Теперь по существу
Я являюсь членом САР (СА СССР) с 1954 года и мне помнятся разные акции политического содержания, к которым так или иначе приобщался наш творческий Союз в Советские времена. Все это началось еще в 20-е годы, и травля Леонидова и Мельникова сопровождалась политической фразеологией. И «Суд чести» над Аркиным, Былинкиным и Буниным, состоявшийся в 1947-м и обвинивший в антипатриотическом поступке авторов публикации о советской архитектуре в журнале "Architectural Review" тоже был политически ангажирован. Годом позже, будучи еще студентом IV курса, я был в зале ЦДА все четыре дня дискуссии, посвященной обсуждению постановления ЦК ВКП (б) об опере Мурадели «Великая дружба». Сколько там было пустой политической трескотни! Полистайте «Архитектуру СССР» 50-х – 80-х годов и едва ли не в каждом тексте вы найдете политические «реверансы», адресованные партии и правительству.

Не хотелось бы к этому возвращаться. Давайте заниматься своим делом. К тому же никому не возбраняется лично вступить в ряды Общероссийского Народного Фронта, равно как и отдать свой голос на предстоящих выборах в соответствии с личными предпочтениями.