В Музее архитектуры открылась выставка «BOOM ROOM / Новая эстонская архитектура». И хотя ее кураторы скромно оговариваются, что «городская планировка в Эстонии отстает от западного уровня», выставка показывает, что Москве до Таллинна по-прежнему очень далеко.
Совместный выставочный проект Эстонского архитектурного центра, Союза архитекторов Эстонии и Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева представляет лучшие примеры современной архитектуры этой страны, причем куратор Пилл Эпнер сознательно отобрал для показа в Москве только постройки, то есть объекты, уже прошедшие испытание городским контекстом и повседневной эксплуатацией.
Выставка развернута в Аптекарском приказе и по своей структуре очень проста. Каждый проект представлен на отдельном длинном листе картона, и дабы не тратить время и силы на их развеску, эти импровизированные планшеты разложены прямо на полу. А для того, чтобы экспозиция не стала похожа на несколько размотанных поперек помещения рулонов бумаги, половину каждого листа организаторы сложили «домиком». Получились такие почти оригами, предельно простые бумажные кораблики, и, сложенные друг за другом, они образуют на истертом полу Аптекарского приказа очень активный рельеф.
Всего на выставке девять разделов, сформированных по типологическому принципу. Правда, типологии порой названы весьма поэтично: тут и «огни большого города», и «идеальный дом», и «культура и символы». Есть, конечно, и более прикладные («муниципальная застройка», например, или «современное рабочее пространство»), но в целом чувствуется, что куратор позаботился о том, чтобы не стать заложником функциональной принадлежности построек. Наоборот, придуманные им «номинации» имеют весьма условные границы, что и позволило представить в рамках одной экспозиции чрезвычайно широкий спектр объектов.
Большая часть сооружений датирована 2000-2008 годами. Этот период в Эстонии и получил название «строительного бума»: подъем национальной экономики отразился на архитектуре самым благоприятным образом, и облик большинства городов страны кардинально изменился. Причем это относится не только к столице, где, конечно, реализовано наибольшее число интересных построек, но и к небольшим городкам, популярным у туристов, а также живописным пригородам, где сегодня процветает коттеджное строительство.
Пилл Эпнер подчеркивает, что из всего массива новостроек, появившихся за последние годы в Эстонии, были отобраны лишь те, которые ориентированы на решение не только коммерческих, но и социально-культурных задач. Звучит это, может, и пафосно, но, изучая экспозицию, понимаешь, что куратор не лукавит и не преуменьшает заслуг своих соотечественников. Частные особняки тактично вписаны в существующий ландшафт и построены с использованием энергоэффективных технологий, офисные комплексы становятся важными градостроительными акцентами, а торгово-развлекательные центры, помимо собственно магазинов и кинотеатров, предлагают горожанам сомасштабные и комфортные общественные пространства. Идет в Эстонии в ногу со временем и проектирование объектов культового назначения: в городе Виймси построена Церковь Святого Иакова (архитектор Мартин Аунин), а в Таллинне возведена синагога (архитекторы Каур Стоор и Тынис Киммель). Одним из самых интересных примеров конверсии промышленных зданий является таллиннский квартал Ротерманна, где современная архитектура умело вплетена в ткань масштабного фабричного комплекса. Обаятельны и очень человечны и проекты пешеходных зон, которые в структуре эстонских городов играют традиционно важную роль: над центральной площадью Раквере бюро Kosmos Architects развесило оранжевые зонтики, а в Тарту скульптор Айли Вахтрапуу и архитектор Вероника Валк установили памятник композитору Эдуарду Тубину: маэстро дирижирует воображаемым оркестром, а вместо стульев для музыкантов здесь используются круглые тумбы, присев на которые, любой прохожий может ненадолго вообразить себя скрипачом или виолончелистом и заодно послушать музыку.
Иными словами, эстонская архитектура камерна, экологична и предельно гуманистична. Этой стране удалось не пасть жертвой строительного бума, а обернуть его себе во благо – возможно, секрет в истинно прибалтийской неспешности и основательности, с которой эстонские проектировщики превращают инвестиции (суть boom) в комфортное и долговечное пространство (т.е., собственно, room).
Центральная библиотека Пярну. Фото: Kaido Haagen
Центральная площадь в Раквере. Kosmos Architects
Бутик-отель в Курессааре. KOKO Architects. Фото Martin Siplane
Офисное здание в квартале Ротерманна в Таллинне. KOKO Architects. Фото: Kaido Haagen
Таллиннская синагога. KOKO Architects. Фото Kaido Haagen
|