Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.06.2011

Как нам обустроить Россию

Екатерина Пеганова

В рамках программы NEXT Арх Москвы-2011 стартовало две выставки молодых архитекторов: в Музее архитектуры и в галерее ВХУТЕМАС. Молодые архитекторы занимаются там то светодизайном, то жизнестроительством.

Григорий Сидяков, Игорь Апарин, Михаил Емонтаев. Нос. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Григорий Сидяков, Игорь Апарин, Михаил Емонтаев. Нос. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
26 мая в Музее архитектуры открылась выставка «АвторПати» – персональная экспозиция победителей конкурса  «Пространство современной архитектуры». Этот конкурс музей проводил совместно с Ц:СА в честь юбилея последнего, а его результаты были торжественно объявлены на празднике в январе; тогда же в Аптекарском приказе музея показали выставку десяти победителей. Сейчас победителям того конкурса предложили сделать инсталляции на произвольную тему, «отражающие творческое кредо участника»; получившиеся объекты выставлены во флигеле-Руине. Эти работы никак не связаны с темой прошедшего конкурса, хотя название выставки намекает на преемственность. Впрочем, это многослойное название: его можно понять как искаженное английское after party – после вечеринки, и тогда оно указывает одновременно на январский конкурс, победители которого выставляются в музее теперь, и на экспозицию бельгийского павильона венецианской биеннале 2008 года, который назывался именно так по-английски. Тот павильон был совершенно пуст, за исключением конфетти на полу, и очень понравился тогда многим критикам. Однако название выставки молодых архитекторов отличается от английского, – это можно понять как некое отстранение от бельгийского прототипа, а можно – как попытку сказать по-русско-английски «авторская вечеринка». При желании тут можно даже усмотреть самокритичное: как мы далеки от них… Впрочем, все эти спекуляции по поводу названия не так уж и важны.

Однако, если полгода назад молодые архитекторы размышляли о судьбах России: так, Лиза Фонская и Никита Асадов предложили сделать столицу мигрирующей, чтобы города улучшались перед каждым переездом чиновников, – то теперь часть объектов похожа на современный арт, а другая часть – на предметный дизайн; среди них есть несколько светильников.

К примеру, Татьяна Лешихина и Анастасия Грицкова (инсталляция «В облаках») создали серию светильников из  полиэтиленовых пакетов. Григорий Сидяков, Игорь Апарин, Михаил Емонтаев («Нос») продемонстрировали люстру из папье-маше в виде гигантского носа. А Ольга Литвинова и Алексей Харченко разработали дизайн цветочных горшков, очерченных косыми линиями и с фигурками белых человечков среди цветов, и создали из них яркую зеленую инсталляцию.

Максим Малеин, чей стал победителем голосования январского конкурса (он предложил установить во всех крупных городах России пластиковые рамы, которые использовались бы в качестве интерактивного окна в другой город) – на этот раз показал видеоинсталляцию «Beyond geometry» (и опять вспоминаем о биеннале-2008), пропагандирующую новые технологии и современный подход к архитектуре и проектированию. Она состоит из экрана, показывающего абстрактную криволинейную анимацию, и затянутого марлей.

Организаторы выставки во главе с директором музея архитектуры Ириной Коробьиной были приятно удивлены элегантностью выставленных экспонатов. По словам директора, молодые архитекторы показали себя зрелыми мастерами предметного дизайна, а некоторые из продемонстрированных объектов вполне могли бы быть запущены в производство.

Вторая внешняя выставка программы Арх Москвы NEXT открылась в галерее ВХУТЕМАС. Она называется «Пятилетка», и тоже имеет отношение к юбилею, но уже юбилею галереи: ей исполнилось пять лет. Соответственно, ВХУТЕМАС решил вспомнить о советских пятилетках – и молодые архитекторы «провозгласили новую архитектурную городскую политику» и показали в галерее альтернативные (утопические, как и полагается нестарым авангардистам) планы архитектурного развития Москвы: мобильного зеленого города, с экологичными видами транспорта и развитыми удобствами. В проекте приняли участие пять команд архитекторов – «Мегабудка», «Дети Иофана», «Archpole», Milk factory, Fast (t).

Архитекторы «Мегабудки» предложили свое решение проблемы химкинского леса: всем, кто будет проезжать по построенной там автомагистрали, предлагается взять на багажник контейнер с растущим в нем деревом. Таким образом, если все проезжающие через лес или стоящие в пробке машины будут снабжаться деревьями, общее их количество сохранится, – считают авторы проекта.

Авторы из группы Fast (t) по-своему интерпретировали навязшую в зубах идею «Москва-Третий Рим» – а именно, рекомендовали позаимствовать опыт Древнего Рима по части организации общественных туалетов и создать в Москве «туалетное кольцо» из монументальных построек, выполненных из роскошного мрамора. При этом снабдить эти сооружения современными инженерными системами и бесплатным Wi-fi.

«Дети Иофана» предложили решение транспортной проблемы при помощи организации системы воздухоплавания. Новая транспортная система, несомненно, улучшила бы связь между отдельными частями города, а наземные объекты могли бы стать смотровыми площадками.

«Archpole» решили начать с возрождения одной конкретной деревни, наладив там производство мебели, строительство жилья, восстановления церквей и всей инфраструктуры.

Milk factory предложили  улучшить городскую среду при помощи модульных элементов зелени, которые можно будет легко перемещать, озеленяя крыши, фасады, скверы.

Дизайн всей экспозиции был разработан архитекторами «Мегабудки». По их замыслу каждый проект помещен на длинном столе в виде стрелки, символизирующей движение от настоящего к будущему. Каждая стрелка разделена на пять фрагментов, один отрезок обозначает год.

31 мая в галерее состоялся «праздник Пятилетки», на котором все желающие могли проголосовать за понравившийся, а также и наименее утопичный, по их мнению, проект. По итогам голосования, как ни странно, таковым оказался проект, разработанный  группой «Дети Иофана». Гостям «Пятилетки» показалось более полезным и реальным организовать в Москве систему движения дирижаблей, чем, например, построить достойные древних римлян туалеты. Тогда же художественный критик Александр Шклярук подарил всем участникам проекта книгу «Конструктивизм в советском плакате», выпущенную издательством «Контакт-культура».

Рассмотреть проекты выставки «Пятилетка» поближе можно здесь.
Выставки будут открыты: в Музее архитектуры – до 26 июня, в галерее ВХУТЕМАС – до 25 июня.
Татьяна Лешихина и Анастасия Грицкова. В облаках. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Татьяна Лешихина и Анастасия Грицкова. В облаках. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Лидия Баранюк. Остров. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Лидия Баранюк. Остров. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Ольга Литвинова и Алексей Харченко. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Ольга Литвинова и Алексей Харченко. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Максим Малеин. Beyond geometry. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Максим Малеин. Beyond geometry. Музей архитектуры, флигель-Руина. Фотография Екатерины Пегановой
Экспозиция в галерее ВХУТЕМАС. Фотография предоставлена организаторами.
Экспозиция в галерее ВХУТЕМАС. Фотография предоставлена организаторами.
Milk factory. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
Milk factory. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
Archpole. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
Archpole. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
Megabudka. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
Megabudka. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
«Дети Иофана». Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
«Дети Иофана». Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
«Дети Иофана»: рисунки, включенные в инсталляцию. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой
«Дети Иофана»: рисунки, включенные в инсталляцию. Галерея ВХУТЕМАС, «Пятилетка». Фотография Екатерины Пегановой