Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.05.2011

Блок вопросов о главном

Анна Мартовицкая

В число зарубежных экспозиций «Арх Москвы 2011» вошли сразу несколько интересных выставок. Прежде всего, это, конечно, «Город под названием Испания», представляющий 80 произведений современной испанской архитектуры, и экспозиция «Новые проекты и постройки Бена ван Беркеля», который в субботу выступит в ЦДХ с лекцией. Что же касается главной темы нынешней выставки – архитектуры молодых, – то ее наиболее полно раскрывает раздел «Next International».

В программу «Next International» куратор Барт Голдхоорн в этом году сознательно пригласил не просто интересные зарубежные бюро, но компании, которыми руководят молодые архитекторы. Интересно, что в Европе под этим определением понимается практически тот же возраст, что и у нас, – 30-35 лет, а вот достижений у европейских коллег наших «молодых» на порядок больше. И представленные экспозиции наглядно это доказывают.


Череду иностранных выставок «Арх Москвы 2011» открывает австрийское бюро xarchtekten – группа, успешно сочетающая в своей работе строительство жилых и общественных комплексов с концептуальными исследованиями в области урбанизма. Свою экспозицию архитекторы построили как презентацию своих последних проектов – как реализованных, так и еще существующих лишь на бумаге. Проекты были представлены в виде фотографий и 3D-визуализаций, причем весь массив картинок архитекторы условно разделили на три части: самые масштабные объекты, объекты средней площади и камерные, частные постройки. Сориентироваться в том, где какие, очень просто – самые крупные объемы напечатаны на фотографиях большого формата, а индивидуальные домики и павильоны – наоборот, представлены снимками размером с тетрадный листок.


Красные зонтики, скрепленные между собой и образующие внушительную полусферу, – это уже DUS architects из Голландии. На выставке это конструкция мгновенно стала любимым аттракционом детей и взрослых – под аркой из зонтиков постоянно фотографируются или просто проходят, потому что так интереснее. Архитекторы Хедвиг Хейнсман, Марниа де Вит и Ганс Вермеулен не скрывают, что именно на такой эффект и рассчитывали: их любимый конек – моделировать общественное пространство с помощью масштаба 1:1. В Роттердаме, например, придуманный ими зонтичный купол служил уличным баром, в мгновение ока перенаправившим людской поток по новому маршруту.


Силикатные блоки, на которых размещены планшеты участников, становятся сквозной темой оформления зарубежной экспозиции. Таким образом куратор хотел подчеркнуть, что при всем разнообразии художественных и планированных идей, молодое поколение европейских архитекторов исповедует одни и те же базовые ценности – индивидуальный подход к каждому проекту, ответственность по отношению к контексту и потребностям общества, ориентация на инновационные технологии. «Среда, в которой мы работаем, постоянно меняется даже во время проектирования и строительства, поэтому нам приходится придерживаться очень гибкой концепции, которая может адаптироваться к внешним обстоятельствам, но сохранить свою суть и соответствовать современности. Каждый проект должен иметь свою историю и идентичность, созданные уникальной программой и условиями», – убеждены в бюро CEBRA из Дании.


А вот англичане из бюро AOC использовали блоки для размещения не планшетов, но вопросов, с которых для них начиналась работа над каждым из представленных проектов. «Как вы возвращаете к жизни заброшенный пирс?», «Как вы создаете обучающий ландшафт?», «Как вы придаете стандартным материалам облик заказных?» Напротив каждого из вопросов на стене размещены планшеты, диаграммы и схемы, наглядно демонстрирующие, какие ответы на них нашли архитекторы. Впрочем, для самых недогадливых ответы сформулированы письменно – на аннотациях к проектам, и нужно сказать, что эти ответы далеко не всегда отличаются политкорректностью и мягкостью. Так, на последний вопрос архитекторы решительно заявляют: «Путем вытряхивания из них гребаного мусора». Для того, чтобы создавать по-настоящему качественные и продуманные объекты, нужно действовать решительно и прямо, уверены в AOC.


Примерно в том же ключе мыслит и Даниель Дендра, основатель междисциплинароного архитектурного бюро anOther Architect, имеющего отделения в Берлине и Москве. На его стенде актуальные вопросы, которые перед архитектором ставит современный город, были дополнены необычной мебелью. Сложенные из перфорированных белых листов металла стулья и кресла внешне казались сделанными из бумаги – посетители не решались в них сесть, предварительно не удостоверившись в том, что конструкция способна выдержать хоть какой-то вес. «Современная архитектура часто оказывается не такой, какой кажется на первый взгляд, – уверен Дендра. – Она решает множество самых разных задач, но подобная «многоплановость» отнюдь не должна бросаться в глаза».


Дополняет зарубежную программу нынешней «Арх Москвы» экспозиция «Рижская деревянная архитектура: достигнутое и перспектива», созданная «Бюро Зайги Гайле». На больших планшетах подробно расписаны три рижские организационно-финансовые модели сохранения и реконструкции деревянной застройки, а небольшие аккуратные макеты демонстрируют как восстановленные объекты, так и примеры нового деревянного строительства.