Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.05.2011

Учить – и никаких гвоздей!

Лариса Романовская

До 15 июня в Аптекарском приказе Музея Архитектуры проходит выставка «Портрет учителя», посвященная 70-летнему юбилею архитектора профессора МАРХИ Александра Ермолаева и 30-летию созданного им Театра Архитектурной Формы (ТАФ) . В экспозицию вошли работы учеников Ермолаева, созданные специально к двойному юбилею.

Не секрет, что обычно юбилейные мероприятия подразумевают помпезность и торжественность, а выставки, приуроченные к подобным датам, создаются в строгом «отчетном» формате. Но открытие экспозиции «Портрет учителя», посвященной профессору МАРХИ Александру Ермолаеву, хоть и сохранило все черты юбилейного мероприятия, полностью опровергло эти правила. Секрет прост: кураторы выставки Татьяна Шулика, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин руководствовались основными принципами юбиляра «искусство должно быть свободно от пижонства и вывертов, для художника важнее всего умение чувствовать и естественно выражать свои чувства». Всем участникам проекта – многочисленным ученикам Ермолаева – была предоставлена полная свобода самовыражения, и потому открытие выставки вышло вполне традиционным по форме (приветственные речи и слова поздравлений) и при этом очень ярким и небанальным по содержанию (чего стоит один только хор студентов МАРХИ в клоунских костюмах, исполняющий песни из фильма «День выборов»).

В экспозицию «Портрет учителя» вошли работы Никиты Леонова, Ильи Заливухина, Игоря Данилова, Влада и Евы Савинкиных, Ольги Халдеевой, Павла Климова, Ольги Дихтенко, Алексея Усачева, Елены Петько и многих других архитекторов, художников и дизайнеров, в разные годы учившихся в МАРХИ у Александра Ермолаева. Каждый из них представил инсталляцию или скульптуру, посвященную Дню рождения учителя.

К примеру, Елена Петько показала коллаж, основой которого стала страница конспекта с лекций Ермолаева. Вверху дата лекции, март 1999 года, тема – «Творческая помощь», слова преподавателя, а вокруг художественные работы. Алексей Усачев представил плюшевую композицию – огромное кресло, выполненное в форме Чебурашки, которое поддерживают четыре миниатюрных крокодила Гены. Влад и Ева Савинкины смонтировали «Детский архитектон» – высоченную башню, склеенную из картонных элементов, во многом напоминающих детали  упаковок, из которых малыши и впрямь очень любят выстраивать домики и крепости.

Среди представленных работ одинаково органично смотрелись и внушительный «Стул индивидуальный», сваренный из металлоконструкций и снабженный для мобильности колесиками, и огромное животное по имени Полкан, сделанное из пенопластовых листов, и  стеллаж, заставленный орехами, инжиром, сухофруктами, который так и назывался — «стол с угощением». Центральное же место в экспозиции заняли портреты профессора Ермолаева, также выполненные из самых разнообразных материалов и демонстрирующие широту творческого метода Учителя и самого понятия «протоформы». Так, на живописном диптрихе Ларисы Климовой и Татьяны Шулики лицо мастера чуть намечено – здесь нет ни рта, ни глаз, ни носа, лишь знаменитые белоснежные усы. Илья Заливухин, считающий, что «портрет учителя — это его ученики», представил на выставке групповой фотоснимок ТАФовцев. А работа Евгения Маврина «Палыч» представляла собой деревянный каркас обеденного стола, внутри которого разместилась охапка реек, веток, плинтусов и других деревянных изделий.

Многочисленные протообъекты заняли собой все выставочное пространство Аптекарского приказа, так что юбиляру и его гостям пришлось размещаться прямо между инсталляциями. Нужно сказать, это пришлось по душе и взрослым последователям Ермолаева, и тем более их детям, третьему поколению «тафовцев», постигающих идеи экологической, выразительной и честной архитектуры с самых юных лет.