Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.05.2011

Архитектурная топография

Анна Мартовицкая

12 мая, в рамках «Арх Москвы 2011» и на целых две недели предвосхищая главную архитектурную выставку года, в Центральном доме художника открылась экспозиция «Город под названием Испания».

Задуманный как коллективный портрет современной испанской архитектуры, «Город» действительно является частью программы «Арх Москвы», которая стартует 25 мая, и обещает возглавить топ-10 ее мероприятий. Конечно, уместен вопрос «почему именно Испания?», но на него без труда ответит любой, кто хоть сколько-нибудь следит за международными новостями. В этом году наши страны проводят перекрестную высадку десанта культуры: в России отмечается год Испании, в Испании – год России.

Броское название выставки на самом деле является более чем говорящим. Во-первых, город как основной тип современного поселения – более 70 процентов населения Испании проживает именно в мегаполисах. Во-вторых, город как модель экспозиционного пространства – размещенные на стеклянных подиумах разной высоты макеты и планшеты вместе образуют самый настоящий город в миниатюре, с его проспектами, площадями, пустырями на окраине и узкими переулочками в центре. Ну, и, наконец, в-третьих, очертания созданного кураторами города совпадают с географической картой Испании. Это своего рода топографическая модель, отражающая рельеф страны, включая все основные горные хребты и плоскогорья, полуострова и острова. «В экспозиции должны были быть представлены архитектурные произведения, расположенные на нашей территории и созданные нашими архитекторами. Я хотел включить сюда все типы проектов, обусловленные задачами, решаемыми в нашей архитектуре, и это естественным образом привело меня к идее строительства целого города», – рассказывает куратор выставки, профессор Высшей технической школы архитектуры Мадрида (ETSAM) Мануэль Бланко.

Впрочем, московская выставка – отнюдь не первый город в кураторской карьере Бланко: на биеннале архитектуры в Венеции в 2008 году он делал экспозицию «Испания [ж.] Город с женским лицом» (в прошлом году она же демонстрировалась в павильоне Испании на «Экспо-2010»). И если тогда предметом исследования была роль женщин в искусстве архитектуры и организации среды обитания, то теперь в центре внимания феномен собственно современного города – многоликого и сложного как само общественное устройство Испании, с присущими ему проблемами и конкретными предложениями по их решению. Это и локальные градостроительные задачи (например, по созданию многофункциональных общественных пространств, таких как парк Виста-Алегре в Сантьяго-де-Компостела архитектора Сезара Портелы и крыша-пандус «Флорида-Арена» Переса Арройо), и комплексные проекты развития и преобразования городов (чего стоит легендарный кодекс сохранения исторических зданий в Барселоне, разработанный Ориолем Боигасом), а также, конечно, вопросы, связанные с использованием энергоэффективных технологий (Эко-бульвар бюро Ecosistema Urbano или Центр управления ветряной электростанцией студии PO2, который архитекторы делают совершенно незаметным, спрятав в горном склоне и приспособив последний под выпас скота).

Важно и то, что все представленные объекты на этой объемной карте размещены в точном соответствии со своим реальным расположением. Это неизбежно ограничило куратора в представлении архитектуры наиболее активно строящихся районов страны, но зато позволило выделить наиболее яркие новые достопримечательности каждого из них. И, честно говоря, при взгляде на то, как разнообразна современная застройка Испании и как равномерно она при этом распределена по территории страны, охватывает неприлично сильная зависть: сделай нечто подобное кураторы про Россию, большую часть «карты» пришлось бы отвести под подвижные командные игры или конкурс детского рисунка…

Правда, Мануэль Бланко не скрывает, что подавляющее большинство объектов (а это 80 комплексов!) были реализованы до экономического кризиса: «Последнее десятилетие, итоги которого мы и показываем на выставке, было ознаменовано для Испании тем, что именно архитектура стала его главной героиней. Страна сознательно сделала ставку на реализацию средствами зодчества мечтаний и устремлений общества – как в виде отдельных зданий, так и в виде градостроительных проектов по восстановлении важных частей исторических центров и упорядочению рассеянных пространств на окраинах».

Благодаря своим масштабам и разнообразию представленных проектов, эта выставка, бесспорно, интересна самому широкому кругу посетителей. Кто-то придет на «звезд» – Калатраву, Монео, Бофилла, Пинос, бюро FOA, Cloud9 и EMBT – а кого-то, наоборот, привлекут объекты, только-только достроенные и еще нигде толком не публиковавшиеся. Очень калейдоскопичен «Город под названием Испания» и в смысле типологии отобранных объектов: здесь представлены университетские здания и жилые дома, производства, офисные комплексы и госучреждения, церкви, музеи и концертные залы, социальные объекты и даже кладбища. Мануэль Бланко сознательно стремился к разнообразию не только стилей и архитектурных приемов, но и функций, так как, на его взгляд, именно это лучше всего показывает, что высокие понятия «экологичность», «энергоэффективность» и «социальная ответственность архитектора» составляют суть современного испанского зодчества, пронизывая все без исключения его сферы.