Аэропорт Темпельхоф, труды и дни Захи Хадид, эко-город Нормана Фостера и эко-штаб-квартира Google в очередном обзоре зарубежной прессы.
Как сообщает The Scotsman, шотландцы – ландшафтные архитекторы GROSS.MAX. и мастерская Sutherland Hussey – выиграли конкурс на проект реконструкции знаменитого аэропорта Тепмпельхоф в Берлине, который Фостер назвал «матерью всех аэропортов». Его здание 1930-х годов постройки будет сохранено, а летное поле – превращено в рекреационную зону площадью больше, чем нью-йоркский Центральный парк: почти 400 га. Взлетные полосы оставят для скейтбордистов и любителей воздушных змеев, построят павильон и полую гору, которую скалолазы смогут покорять изнутри и снаружи. Но основную часть территории займет огромный парк: работы по его созданию завершатся в 2017 и будут стоить 61 млн евро.
Но главным ньюсмейкером в последние дни стала Заха Хадид: она впервые вошла в список 2000 самых богатых британцев, составляемый газетой The Sunday Times: ее состояние оценили в 37 млн фунтов. Кроме нее, в эту компанию попал только один архитектор: Норман Фостер со своими 168 млн.
Как сообщает Building Design, Хадид также заявила, что планирует побороться за проекты высотных зданий в Лондоне. Ей пришлось таким образом расширить «сферу влияния» после закрытия проектов в Египте и Ливии, из-за чего она была вынуждена уволить четверть своих сотрудников. По мнению Хадид, в центре британской столицы стоит строить небоскребы, так как их легко сочетать с нужным горожанам зеленым пространством на уровне земли, хотя все такие здания необходимо продуманно вписывать в «силуэт» Лондона.
В это же время, ее передвижной павильон Chanel Mobile Art, который планировалось показывать в крупных городах мира, но не получилось из-за кризиса, «встал на прикол» у Института арабского мира в Париже, где он дополнит знаменитое здание Жана Нувеля в качестве дополнительной выставочной площадки. Первой экспозицией там стала ретроспектива работ самой Хадид.
Но если съездить во французскую столицу в ближайшее время не получится, можно удовольствоваться 26-гигапиксельной панорамой Парижа, выложенной в сеть Интернет двумя фотографами и компанией-разработчиком программы для склейки панорам.
Не менее интересные фото можно увидеть на сайте Inhabitat: репортаж посвящен частично реализованному эко-городу Масдару, созданному по проекту Нормана Фостера в Абу-Даби – беспилотным электромобилям, солнечным батареям на каждом здании и остальным его «зеленым» элементам.
Город Масдар. Photo by Tafline Laylin for Inhabitat
Абсолютно другой подход к природе демонстрирует офис Tenjinyama Atelier в японской провинции Гумма, о котором рассказывает журнал Domus. Архитектор Такаси Фудзино создал его для своей мастерской Ikimono Architects: это постройка из четырех бетонных стен и стеклянного потолка. Полом служит земля, в которой можно выращивать любые растения, главным из которых стал эвкалипт, выбранный за его свежий запах. Летом его крона затеняет интерьер, зимой голые ветви не мешают солнечным лучам. Ничем не закрытые проемы в стенах обеспечивают не только естественную вентиляцию, но и возможность жить в контакте с природой, вполне в духе традиционной японской культуры.
Офис Tenjinyama Atelier. Архитектор Такаси Фудзино. Фото с сайта domusweb.it
Офис Tenjinyama Atelier. Архитектор Такаси Фудзино. Фото с сайта domusweb.it
О более привычной «зеленой» архитектуре задумалось руководство компании Google: в давно выбранном им для обитания калифорнийском городке Маунтин-Вью запланировано строительство новой штаб-квартиры на участке в 3,80 га. По данным газеты San Jose Mercury News, это должен быть максимально «устойчивый» комплекс, поэтому для разработки проекта общей площадью 55 750 м2 приглашен Кристоф Ингенхофен, известный приверженец экологического строительства.
Один из лос-анджелесских особняков. Фото с сайта archpaper.com
Но не все домовладельцы Калифорнии так же ответственно относятся к окружающей среде, как Google: The Architect's Newspaper опубликовала список крупнейших особняков (или лучше сказать: дворцов) Лос-Анджелеса, которые поражают не только своими размерами и уродством, но и бездумным расточительством заказавших их проекты людей.
Аниш Капур. Скульптура «Левиафан», посвященная Ай Вэйвэю. Фото Sarah Lee for the Guardian
Футболка «Освободите Ай Вэйвэя». Фото с сайта archinect.com.
Заканчивая наш обзор на печальной ноте, отметим, что о судьбе китайского художника Ай Вэйвэя, арестованного в пекинском аэропорту 3 апреля, до сих пор ничего неизвестно. Несмотря на то, что власти КНР выразили неудовольствие неравнодушным отношением к этому инциденту зарубежных политиков и деятелей культуры, акции протеста продолжаются. Одной из них стало посвящение Вэйвэю крупнейшей в творчестве Аниша Капура работы «Левиафан», экспонируемой сейчас в Париже, другой – футболка с надписью «Освободите Ай Вэйвэя», идея бюро BIG и веб-портала Archinect.