8 апреля в Центральном доме художника состоялась презентация монографии Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, вышедшей в издательстве Tatlin.
Увесистый том (впрочем, других в татлиновской серии MONO и не бывает) не ставит перед собой задачу подвести итоги творческой карьеры прославленного дуэта дизайнеров, скорее, это промежуточный отчет о проделанной работе. Да и какие уж тут итоги, если карьера в самом разгаре: двадцатилетие совместной творческой деятельности Кузьмин и Савинкин встречают на пике своей популярности, а созданная ими группа POLE design олицетворяет для публики не просто современный российский дизайн, но все самое смелое и новаторское в нем. «В каждом своем проекте авторы изобретают что-то новое, вернее, по их собственным словам, видят что-то новое в окружающем мире и стремятся показать обывателям. Их проекты эпатажны, но при этом успешны – а это симптом, симптом, отражающий тот факт, что даже в мире, где все вроде бы изобретено, стоит лишь немного повернуть угол взгляда для того, чтобы оказаться в авангарде», – говорится в аннотации к монографии, и в этом с издателями трудно не согласиться.
Собственно, именно об этой способности увидеть в простом необычное, а самое необычное приспособить под бытовые нужды, и посвящена выставка «Материаловидение», которую Савинкин и Кузьмин уже показывали в нескольких городах РФ, а накануне выхода монографии развернули в ЦДХ (зал DNK). Здесь были собраны самые известные работы POLE design – «Рыба», «Кокон», «Ухо», «Кальмар», «Суфле» и т.д. Одни в виде крошечных макетов из стеклопластика, больше похожих на ночники, другие в виде крупногабаритных инсталляций из картона и дерева, третьи в качестве героев видеороликов, которые показывались на двух стенах зала из четырех. Как очень точно подметил на презентации книги архитектурный критик Николай Малинин (автор вступительной статьи к монографии), на выставке не было незнакомых экспонатов, но Савинкин и Кузьмин настолько виртуозно их оформили и распределили в пространстве зала, что тем самым придали им новое, еще более задорное и свежее звучание. И действительно, в зале постоянно что-то происходило: мелькали рисунки, планы и фотографии, разноцветными огоньками мигали макеты, длинного Шапконя все время кто-то норовил или оседлать, или хотя бы потрогать. А потом в гуще событий появились сами авторы – Савинкин в своем котелке и Кузьмин в треуголке и оранжевом пиджаке, – такие же веселые, отвязные и лишенные предрассудков, как и их работы.
С издательством Tatlin они долго и весело публично упрекали друг друга: главный редактор Эдуард Кубенский говорил, что люди они невозможные, но очень уж интересные, чтобы не написать о них, а Владимир Кузьмин в ответном слове заметил, что «издательство чудовищное, но другого все равно нет». И если на самой презентации эта дружеская перепалка вызывала смех, то листая монографию, быстро понимаешь, что наверняка у сторон были все основания устать друг от друга, ибо за книгой стоит поистине титанический труд. В отличие от большинства других героев татлинских монографий, в портфолио Савинкина и Кузьмина собственно архитектура занимает лишь пятую часть, тогда как все остальное – это интерьеры, экспозиции всевозможных выставок, предметный дизайн и концепции, – а подать их в печатном виде ох как непросто. И Савинкин с Кузьминым не были бы собой, если бы превратили монографию в банальный объемный буклет с разноцветными картинками. Куда ближе им жанр комикса. И, правда, здесь что ни разворот, то увлекательная история о поиске того или иного образа, выворачивании наизнанку привычных понятий и просто пользе куража, без которого немыслим настоящий POLE design.
|