Для превращения творческой идеи в проект необходимы высококачественные инструменты, которые взяли бы на себя значительную часть рутинных функций, дабы процесс создания проектной документации не отбил у творческих людей желания предлагать все новые и новые идеи.
За то время, когда люди сумели из каменного века вылепить современную цивилизацию, им удалось привести в порядок очень многое вокруг и внутри себя. Единственное, что плохо уживается с таким подходом, – творчество, которое тускнеет от рутины и упорядоченности. Однако и здесь есть такие направления, где на одном вдохновении, но без точности, скрупулезности и идеального порядка желаемого результата просто не достичь. Одно из таких направлений – архитектура, в которой между замыслом и последним мазком простирается пропасть, заполненная грудой чертежей, измерений и тяжелого труда строителей. Хоть цивилизованные рыночные отношения и отличаются высокой степенью разделения труда, архитектурные и проектные мастерские не специализируются на продаже идей зданий. Собственно говоря, идею, подкрепленную лишь вдохновенным рассказом и карандашным наброском, сейчас не продашь. Заказчику нужна не просто яркая презентация, а проект во всех деталях, описанный на языке чертежей. Для превращения творческой идеи в проект необходимы высококачественные инструменты, которые взяли бы на себя значительную часть рутинных функций, дабы процесс создания проектной документации не отбил у творческих людей желания предлагать все новые и новые идеи. В творческой мастерской архитектора И.А. Жукова (ООО «ТМАЖ») осознают, что конкуренция на весьма тесном рынке архитектурных проектов требует опоры не только на идею архитектора, но и на весьма переменчивые пожелания заказчика, при этом не забывая про условия городской застройки и ландшафт. Чаще всего «ТМАЖ» занимается комплексным проектированием поселков или многофункциональных торговых комплексов. При этом компания старается использовать в своей работе так называемый «средовой» подход. Отталкиваясь не от голой идеи, а от контекста, то есть от окружения, в котором будет находиться проектируемое здание, «ТМАЖ» вписывает в это окружение архитектурный объект таким образом, чтобы подчеркнуть достоинства и нивелировать недостатки будущего здания, доказывая, что даже небольшая компания, в которой трудятся всего несколько архитекторов, может достичь успеха. В том числе, благодаря грамотному подбору рабочего инструмента. Поставщиком этого инструмента стала компания Autodesk – один из ведущих мировых производителей программного обеспечения для проектирования. В 2000 году «ТМАЖ» с помощью Autodesk AutoCAD подготовила проект крупнейшего для того времени храмового комплекса Сибири. Этот храм в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница» расположен в Кемеровской области в поселке Красный камень. Проект был успешно реализован и заслужил звание лауреата архитектурного конкурса «Золотая капитель». Но только слабый останавливается на достигнутом. В «ТМАЖ» отлично понимали, что год от года конъюнктура будет все требовательнее, и прежде всего – к срокам подготовки проекта. Поэтому требовалось ускорить процесс эскизного проектирования и тем самым освободить архитекторов от нетворческой и малопродуктивной механической работы. Кроме того, необходимо было максимально сократить путь реализации проекта от эскиза до рабочих чертежей. Временной гонкой круг проблем не ограничивался: мастерской требовались и новые возможности. Одна из них – пространственное моделирование в трех измерениях на основе параметризации при подготовке проекта. Другая насущная проблема – удобное и, опять же, быстрое взаимодействие со смежниками. Иными словами, хороший инструмент нужно было поменять на еще более совершенный. И этот инструмент снова предложил Autodesk. Autodesk Revit Architecture, на который пал выбор «ТМАЖ», уже позволил мастерской спроектировать несколько поселков. Среди них – элитный поселок в районе деревни Сосновка и поселок эконом-класса в районе Старой Ильинки. В Старой Ильинке от «ТМАЖ» требовалось разработать два типовых дома, которые могли бы объединяться в блоки посредством гаражей или технических помещений. Подобные типовые решения всегда позволяют не только снизить затраты на строительство, но и ускорить его: при должном подходе к организации труда дом сдается «под ключ» за два месяца, тогда как работа над проектом длится втрое дольше. Архитекторы «ТМАЖ» полагают, что Revit позволяет уменьшить общее время работы над проектом в среднем на 20%. Излюбленный сотрудниками «ТМАЖ» средовой подход к проектированию, казалось, был как будто специально создан для Revit. Программа сама производит повторный расчет всех составляющих проекта при каждом вносимом архитектором изменении: технология параметрического проектирования является одной из базовых для Revit. Так, благодаря Revit, мастерская Жукова спроектировала базу отдыха в горном Алтае, не испортив при этом неповторимый природный ландшафт: не потеряв своей прелести, природа приняла замысел архитекторов, который стал гармоничной частью местного пейзажа. Не столь романтичные, но от того не менее нужные торговые центры также готовятся в «ТМАЖ» заметно эффективнее. В мастерской было спроектировано типовое решение, которое, будучи взятым за основу, воплощается в многофункциональные торговые центры в небольших городах Кемеровской области, к примеру, в Гурьевске или Прокопьевске. В «ТМАЖ» отмечают, что технологии, используемые мастерской, позволили снизить затраты на обслуживающий персонал торгового центра более чем в три раза: с обычных для аналогичных зданий 20 человек – до 6. Таким образом, пакет Autodesk Revit Architecture, благодаря уважительному отношению авторов этого программного продукта к творчеству своих пользователей, способен не только предоставить архитекторам больше свободы для фантазии, но и стать ключом для успешного развития бизнеса, являющегося неотъемлемой частью современной жизни.
|