Петер Цумтор представил проект летнего павильона Галереи Серпентайн в Лондоне.
Когда осенью прошлого года стало известно об его назначении, скептики сомневались в выборе кураторов: Цумтор известен неспешным темпом работы и впечатлением монументальности и вневременности, присущим большинству его работ. Череда же павильонов в Кенсингтонском саду (Цумтор – 11-й из участников этой программы) – нечто вроде игрушек для лондонской публики. Когда летний сезон заканчивается, очередной павильон разбирают и продают с аукциона тому или иному любителю современной архитектуры: тоже судьба, плохо сочетающаяся с вечностью.
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2011 © Peter Zumthor
Готовый проект частью успокоил, частью – заставил недоумевать. Сооружение будет представлять собой некий прямоугольный (?) блок с многочисленными дверьми и переходами, в центре которого расположится hortus conclusus, обнесенный стеной сад: Цумтор признает, что опирался на опыт средневековья. По его мысли, посетители смогут расположится по периметру этого «клуатра» и задуматься, отрешившись от суеты большого города. Ключевую задачу создания самого сада поручили замечательному голландскому ландшафтному архитектору Питу Аудолфу, лауреату прошлой венецианской биеннале.
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2011 © Peter Zumthor
Стены павильона будут представлять собой легкий деревянный каркас, обтянутый холстом, покрытым черной пастой с примесью песка. Сооружение станет буферной зоной и нейтральным фоном для сада внутри, который также станет «садом внутри сада»: ведь павильон построят на лужайке парка.
С одной стороны, идея Цумтора очень привлекательна, с другой – насколько она исполнима? Павильоны Галереи Серпентайн ставят рекорды по посещаемости среди подобных культурных проектов, и сложно рассчитывать, что hortus conclusus не будет набит публикой с утра до вечера. А если пускать посетителей по очереди, после долгого ожидания на солнцепеке им будет сложно настроиться на медитативный лад. Но ответы на все вопросы мы получим совсем скоро: павильон откроется в июле.
|