В Лондоне вновь открылся Музей детства, реконструированный по проекту мастерской Caruso St John.
Музей детства
Здание музея относится к середине XIX века: его металлические конструкции в свое время принадлежали стеклянной постройке в Южном Кенсингтоне, где хранились некоторые экспонаты с Всемирной выставки 1851 года. Этот музей, построенный в 1856, стал основой для будущего Музея Виктории и Альберта, и к 1872 его руководство занялось поисками более основательного помещения. А имеющееся сооружение было предложено поделить между разными районами Лондона, чтобы там появились небольшие муниципальные музеи. На это предложение откликнулись только власти Бетнал-Грин, в то время – района трущоб. Им досталось вся трехнефная структура из металлических ферм, боковые проемы которой заложили кирпичом вместо стекла: проект новых стен принадлежал Джеймсу Уайлду. По его инициативе их украсили мозаичными аллегорическими изображениями, а пол выложили мрамором.
Музей детства
За последующие сто лет там выставлялись самые разные вещи: от французской живописи XVIII века до мебели в стиле модерн. Наконец, в 1974 музей был объявлен филиалом Музея Виктории и Альберта и стал Музеем детства. Его популярность у лондонцев и туристов росла с каждым годом, но тем более явной становилась необходимость реконструкции: в 1872 Уайлду не хватило средств, чтобы возвести вестибюль. И только сейчас, после реконструкции Caruso St John, здание музея приобрело большую четкость и осмысленность.
Музей детства. Фото: Justinc via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0
Это первая общественная постройка мастерской в Лондоне, и она отличается большим тактом. Работы Адама Карузо и Питера Сент-Джона легко можно отнести к неомодернизму, но в случае Музея детства им удалось проникнуться духом викторианской архитектуры.
Музей детства. Фасад. Проект
Пристройка, скрывающая в себе вестибюль, выложена снаружи плитами порфира, кварцита и известняка, которые образуют каменную мозаику, орнаментальный мотив которой напоминает трехмерную шахматную доску. Там же – уже настоящей мозаикой из смальты – выложено название музея. Архитекторы сравнивают это дополнение к основному объему здания с мраморными фасадами флорентийских базилик, остальные стены которых – как и в случае с Музеем детства – остались кирпичными.
Музей детства
В то же время, начало XXI века чувствуется в лаконичности форм этой «входной группы», в осторожности использования цвета и материала. Внутри посетитель попадает в светлый вестибюль, а оттуда – в новую выставочную галерею, встроенную в пространство музея. В остальном же интерьер викторианского здания был скорее реставрирован архитекторами Caruso St John, чем реконструирован. Там, где не сохранились мраморные плиты пола Уайлда, пол вымощен досками, как это было еще в начальный период существования здания – тогда еще стеклянного. Цвета, использованные в оформлении, относятся к популярным или привычным для XIX века. И сама постоянная экспозиция не стала, как принято во многих современных музеях, интерактивной. Все игрушки и другие предметы детского обихода аккуратно расставлены в витринах: ведь приходят полюбоваться на них, по большей части, взрослые, способные оценить музейное воссоздание прошлого, идет ли речь о быте или об архитектуре.Музей детства
Музей детства
Музей детства
Музей детства. Общий вид
|