Объявлен шорт-лист Премии Мис ван дер Роэ-2011 — архитектурной награды Евросоюза.
Концертный зал DR
В него предсказуемо вошли два заметнейших сооружения последних лет – римский музей MAXXI Захи Хадид и обновленный Новый музей в Берлине Дэвида Чипперфильда; эти же самые постройки претендовали в 2010 на главный приз британской архитектуры, Премию Стерлинга (тогда победила Хадид).
Музей Акрополя. Фото: Tomisti via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0
Конкуренцию им составили еще два крупных и широко обсуждаемых (и критикуемых) учреждения культуры – концертный зал «Датского радио» в Копенгагене Жана Нувеля и новое здание афинского Музея Акрополя Бернара Чуми.
К этим «флагманам» добавлены более скромные и, возможно, более «ответственные» постройки. Это небольшой «Молодежный театр Бронкс» в Брюсселе бюро MDMA (он рассчитан всего на 200 зрителей) и реабилитационный центр Groot Klimmendaal в Арнеме на востоке Нидерландов мастерской Architectenbureau Koen van Velsen.
Представительница ЕС подытожила выбор жюри так: «У наших финалистов общего – две вещи: они европейцы и они – среди самых оригинальных архитекторов мира». С первым не поспоришь, второе можно обсуждать, но ясно одно: «перепад масштабов» между громкими именами и зданиями-«знаками» и скромными тружениками и социально важными постройками стал повальной болезнью всех подобных премий, и чем они престижней, тем это ярче проявляется. Сравнивать подобные работы сложно, и через месяц, когда будет объявлен победитель, станет ясно, насколько хорошо с этим справится жюри. В его составе – архитекторы Анн Лакатон, Аннетт Гигон, Пэй Чжу, а также директор Нидерландского Архитектурного института Оле Бауман.
Премия Мис ван дер Роэ вручается раз в два года, на нее претендуют постройки, расположенные в 33 странах Европы (в этом году их было отобрано 343). В прошлый раз наградой было отмечено здание Национального оперного театра в Осло бюро «Снёхетта».