| Алваро Сиза победил в конкурсе идей на проект «атриума» — посетительского центра — для цитадели Альгамбра в Гранаде. Посетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaСооружение должно было разместиться в отдалении от этого памятника Всемирного наследия, но все же не настолько далеко, чтобы туристы не смогли добраться до него пешком, поэтому участники конкурса должны были, безусловно, учитывать подобное внушающее трепет соседство.
 Посетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaАлваро Сиза предложил решить комплекс вполне в русле своего индивидуального стиля: лаконичные прямоугольные блоки вписаны в живописный ландшафт, не сливаясь с ним, но и не создавая диссонанса – подчеркивая и свою геометричность, и органичность природных форм. Горизонтальная ориентация объемов обеспечивает им незаметность при взгляде от Альгамбры: подобные детали особенно важны при работе с памятником ЮНЕСКО, так как эта организация особенно следит за сохранностью исторического облика местности в т. н. буферной зоне исторического сооружения.
 
 Посетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaПри этом Сиза обосновал свой проект в почти революционном ключе. Он обратил внимание на сочетание в комплексе Альгамбры двух разнородных памятников: изысканной исламской жилой архитектуры дворца мавританских правителей Гранады с чередой небольших внутренних дворов и памятника Возрождения – дворца Карла V архитектора Педро Мачуки: идеальной ордерной постройки крупного масштаба с удивительным круглым двором для боя быков, окруженным колоннадой. По мнению португальского архитектора, несмотря на то, что за этим контрастом стоит резкая смена власти – мавры были изгнаны испанцами с Пиренейского полуострова всего за несколько десятилетий до создания ренессансного дворца – новое здание, смело помещенное Мачукой в сложившуюся структуру, не разрушило ее, но придало новый смысл и подчеркнуло характерные свойства – и свои, и более ранних сооружений. Возникшие в итоге череда объемов и пустот, маршруты и пространства с перепадами масштабов, которые составляют сегодняшнюю Альгамбру, вполне могут служить образцом и для нового сооружения, равно определяемого «духом места» и требованиями программы.
 
 Посетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaВторое место на конкурсе занял гранадский архитектор Гильермо Васкес Консуэгра (Guillermo Vazquez Consuegra), а третье – бюро «Крус & Ортис».
 Посетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaПосетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaПосетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaПосетительский центр «Атриум Альгамбры» © Estudio Juan Domingo Santos & Estudio Alvaro SizaКонкурсный проект Гильермо Васкеса Консуэгры © Guillermo Vazquez ConsuegraКонкурсный проект Гильермо Васкеса Консуэгры © Guillermo Vazquez ConsuegraКонкурсный проект бюро «Крус & Ортис» © Cruz y Ortiz ArquitectosКонкурсный проект бюро «Крус & Ортис» © Cruz y Ortiz ArquitectosКомплекс Альгамбры. Общий видЛьвиный дворик в мавританской части АльгамбрыДвор дворца Карла V в Альгамбре |