Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.03.2011

Инь, янь и другие пары

Анна Мартовицкая

17 марта в Москве стартовал XIII Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Одной из его центральных тем в этом году стала реконструкция самой фестивальной площадки – зала генерального плана Москвы «Дома на Брестской».

Пространство «Под крышей дома» традиционно делится на две разные части – в конференц-зале выставляются проекты и реализации участников фестиваля, а по периметру зала генерального плана Москвы, вокруг знаменитого макета, размещаются специальные и коммерческие экспозиции. При этом на смотр с каждым годом подается все больше работ, и в небольшой по площади зал они уже не умещаются: в прошлом году под выставку участвующих в конкурсе проектов был также отведен коридор, связывающий две фестивальные площадки, а в этом планшеты захватили и пространство антресоли. В общем, количество и разнообразие реализаций, как интерьеров, так и загородных домов, уверенно приближается к докризисному уровню, и это, пожалуй, главное достижение открывшегося фестиваля.

Оценить столь же однозначно оптимистически качество представленных работ не рискну, но в том, что в экспозицию с каждым годом просачивается все меньше китча и развесистой клюквы, сомнений не остается даже при первом беглом знакомстве с ней. Нет, конечно, «дворцовые» интерьеры никуда не делись, равно как и домовладения площадью 2000-4000 кв.м., стилизованные под классицизм и барокко по-прежнему встречаются на просторах Подмосковья, причем в виде уже реализованных объектов, но наряду с ними на фестивале представлено немало современных построек и интерьеров. А открывает экспозицию «Дом Яхтсмена» Владимира Плоткина и Ольги Головиной – элегантный трехчастный объем на Завидкином мысу в «Пирогово», задающий очень высокую планку качества как архитектурного решения, так и строительства.

По традиции, «Под крышей дома» ежегодно проводится бесплатный творческий конкурс для всех желающих, а созданные в его рамках работы включаются в экспозицию. Тема нынешнего спецпроекта была сформулирована как «Две вещи». «Одна вещь – это предмет, объект, элемент, возможно, даже произведение искусства. Две вещи – это уже ансамбль. Две вещи – это уже интерьер. Интерьер со свойственным ему стилем, в котором предметы играют отведенные им роли, как в спектакле или оркестре, решая общую задачу» – говорится в кураторском манифесте. Вот этому-то диалогу участники конкурса и должны были посвятить свои инсталляции. А поскольку выбор предметного ряда, колористических решений, материалов, техники исполнения и спецэффектов был полностью оставлен на усмотрение авторов, их высказывания на тему взаимодействия в паре носили самый разный характер. Кто-то ограничился иллюстрацией на классическую тему «инь и янь» или не менее классическое противопоставление «черное и белое», кто-то изобразил протянутые навстречу друг другу руки и спроектировал мебель в виде фигур двух людей. Стебли бамбука, привязанные к деревянным счетам, символизировали квадратный корень – диалог целого и производного. А Наталья Хлебцевич и Григорий Капелян выложили целую стену из кирпичей нерасторжимых пар слов: здесь и «пух и прах», и «война и мир», и «слон и моська», и даже «рожки да ножки».

Отдельный раздел экспозиции в этом году посвящен проектам реконструкции самой площадки фестиваля – зала генерального плана Москвы «Дома на Брестской». Это тоже конкурс, который еще продолжается, поэтому все работы выставлены без указания авторов. Перед участниками ставилась задача придать залу современный вид, и каждый трактовал современность по-своему. В одном из предложений он оформляется в стиле авангард (проект так и называется «Мондриан – Малевич», в другом приобретает откровенно космический интерьер. Сам макет Москвы также видоизменяется, причем большинство участников с ним не церемонятся: кто-то превращает его в полностью интерактивную карту, кто-то в условную схему территориального деления города, выложенную светодиодами, а кто-то и вовсе растаскивает на отдельные «островки», символизирующие различные районы столицы.