Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.03.2011

Новый имидж госструктуры

Анна Мартовицкая
Объект:
Ситуационный центр Росреестра России
Адрес:
Россия, Москва. ул. Воронцово поле, д.4
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Авторский коллектив:
Руководитель проекта - Эстрин С., ГИП – Фомин Р., ГАП - Бурковская О., архитектор – Никитина Е.

Работа над интерьером общественных зон Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) – первый опыт сотрудничества Архитектурной мастерской Сергея Эстрина с госструктурами. И опыт очень удачный: крупное федеральное ведомство приобрело эффектный современный интерьер, ничем не напоминающий кондовые советские учреждения.

Речь идет о реконструкции одного из центральных офисов Росреестра – здания на улице Воронцово поле. К мастерской Сергея Эстрина заказчик пришел уже после того, как реконструкция началась и, что называется, в полный рост встал вопрос о том, какими должны быть новые интерьеры. Можно было сделать их такими, как всегда – дубовые панели, черная кожаная мебель, ковровые дорожки, – но госструктура, позиционирующая себя как демократичное ведомство нового поколения, решила, что советскую традицию создания пафосно-кондовых кабинетов следует прервать.

«При этом у заказчика, конечно, был целый ряд пожеланий к будущему интерьеру, который должен был получиться в меру строгим и официальным, подчеркивающим основательность и надежность структуры, – вспоминает Сергей Эстрин. – Кроме того, в интерьер следовало вписать обязательные атрибуты принадлежности Росреестра к числу федеральных ведомств, такие, например, как герб России и карта страны».

Первое, что архитектор предложил своим заказчикам, так это уйти от традиционной для министерских залов заседаний гаммы «под дуб». Так, в новом конференц-зале Росреестра доминирует белый цвет: белыми здесь выполнены стены и потолок, в рисунке пола также преобладает светлый тон. Пол в этом помещении отделан натуральным камнем Teakwood, более темным тоном выделен овал в центре, где размещается стол заседаний, – он эффектно подчеркнут тонкими окантовками из шоколадного Imperador Dark. Этот темный испанский мрамор архитекторы выбрали неслучайно: по тону он совпадает с палисандровыми вставками – входной дверью и панелью для размещения государственного герба, – образуя вместе с ними деликатный и вместе с тем совершенно очевидный отсыл к традиционным государственным  интерьерам.

«Работая над этим проектом, мы ставили перед собой задачу передать торжественную обстановку, строгость и чистоту линий, фактур, – рассказывает Сергей Эстрин. – Для этого в оформлении использовались только натуральные материалы и новейшие технологии. В частности, стены мы отделали светлой натуральной кожей с выраженными швами, а визуально расширить границы не очень большого по площади помещения решили с помощью необычной конструкции потолка, который словно обрамлен двумя полукруглыми в сечении рамами. Визуально эти элементы воспринимаются как своего рода пышные барочные складки, в них вмонтированы светильники». Сам же потолок сделан натяжным, и часть светильников спрятана за его молочно-матовой поверхностью – архитекторы старались уйти от прямых источников света, разумно рассудив, что традиционная люстра в создаваемом ими интерьере будет совсем неуместна.

С помощью печати на стекле выполнен и главный «арт-объект» конференц-зала – гигантская физическая карта России, своими зелено-песочно-коричневыми красками как нельзя лучше вписавшаяся в гамму интерьера. «Заказчик сначала говорил о политической карте, но мы подумали, что Росреестр – структура, занимающаяся земельными вопросами, – и рискнули предложить физическую карту, и заказчика этот вариант устроил», – вспоминает Сергей Эстрин. Главный предмет обстановки конференц-зала – стол для заседаний, – также выполнен на заказ по эскизам архитектурной мастерской. Его необычная трапециевидная форма призвана обеспечить одинаково хорошую видимость экрана плазменного телевизора с любого места, что особенно важно при проведении виде-конференций.

«Этот проект по своей площади является для нас одним из самых небольших, но его значение трудно переоценить – ведь это наш первый опыт работы с государственной структурой, – говорит Сергей Эстрин. – Мы стремились создать интерьер, максимально свободный от советских клише и очень гордимся тем, что нам это удалось». С мнением архитектора согласны и заказчики: в отличие от большинства госструктур, Росреестр охотно публикует свой новый интерьер и намерен всячески его продвигать среди многочисленных коллег-управленцев.