Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.02.2011

В ярком цвете

Анна Мартовицкая

16 февраля в Винтажном зале Винзавода состоялась презентация шестого номера журнала «SPEECH:». Этот выпуск посвящен теме цвета в архитектуре, и одним его главных героев стал английский архитектор Уилл Олсоп, прославившийся своими смелыми экспериментами с формой и колористикой зданий. Представить новый номер «SPEECH:» звезда современной британской архитектуры прилетел в Москву лично.

Уилл Олсоп. Фото:Наталья Коваленко. Copyright SPEECH
Уилл Олсоп. Фото:Наталья Коваленко. Copyright SPEECH
Вот уже третий год подряд презентации новых номеров журнала «SPEECH:» неизменно становятся архитектурным праздником – с большим количеством именитых гостей, интересной программой и живой музыкой, – и шестое по счету мероприятие не стало исключением, несмотря даже на суровые февральские морозы. Привычным уже является и адрес «зимних» встреч «SPEECH:» – это Винтажный зал центра современного искусства «Винзавод».

Первым новый номер приглашенным гостям представил руководитель архитектурного бюро «SPEECH Чобан/Кузнецов» Сергей Кузнецов. Он отметил, что выпуск, посвященный цветовым решениям в архитектуре, и сам получился невероятно насыщенным и ярким. Во многом это произошло благодаря выбору объектов, среди которых ярко-салатовый Центр моды и дизайна в Париже (Jakob + Macfarlane), алый Музей современного искусства в Мальмё (Tham&Videgård), синий Концертный зал Датского радио (Жан Нувель),  «Город правосудия» Дэвида Чипперфильда и Школа управления «Сколково» Дэвида Аджайе. Национальным особенностям использования цвета в архитектуре в номере посвящены статьи Владимира Седова («Цвет в русской архитектуре»), Ивана Невзгодина («Колористика голландской архитектуры») и Дэвида Кона («Цвет в современной испанской архитектуре»). И если в Нидерландах и Испании традиции создания разноцветной среды обитания можно считать вполне укоренившимися, то относительно России Владимир Седов делает не столь утешительные выводы: «Несмотря на кажущуюся красочность, процесс работы с цветом в русской архитектуре, возможно, еще и не начинался». Похожую мысль озвучил на презентации и Сергей Кузнецов: «Казалось бы, мы должны быть самой разноцветной архитектурной державой, чтобы хоть как-то компенсировать серость нашего климата, однако пока этого, к сожалению, не произошло. Выпуская журнал, посвященный цвету в архитектуре, мы надеемся на то, что он хотя бы на шаг приблизит российскую реальность к многоцветию жарких стран».

Центральным событием презентации стала лекция «главного хулигана английской архитектуры» Уилла Олсопа. Жанр своего выступления сам архитектор определил как «показ фильмов с вольными комментариями» и на сцену поднялся с бокалом вина и зажженной сигарой. «Обычно в таких ситуациях докладчики философствуют, и я тоже мог бы, благо возраст уже позволяет говорить всякую всячину с умным видом, но, честно говоря, мне кажется это очень скучным», – признался Олсоп к восторгу аудитории. И, удобно расположившись в кресле, добавил, что вообще-то всегда больше любил развлекаться, чем работать. «Можно сказать, это и есть мое творческое кредо: развлечение интереснее работы. И этот принцип как нельзя лучше объясняет то, что я делаю в архитектуре».

Впрочем, рассказ о своих проектах Уилл Олсоп начал с работ, которые в свое время выполнил для Москвы. Среди них офисный комплекс Millennium House, здание Deutsche Bank на улице Щепкина, жилой комплекс на улице Рочдельская. Мелькнул среди этих слайдов и проект реконструкции аэропорта «Домодедово», указав на который, автор небрежно прокомментировал: «И, между прочим, хороший был бы аэропорт, гораздо более интересный, чем тот, в который я прибыл сегодня». Дальше на экране появились последние яркие работы Олсопа – жилой комплекс Chips и галерея The Public, лучше всяких слов объяснившие, почему именно этот архитектор стал главным героем номера «SPEECH:», посвященного цвету.

«Я не вижу разницы между живописью и архитектурой… Новые материалы дают мне возможность использовать цвета по-новому. Раньше цвета обычно наносились краской. Сегодня это в прошлом. Поэтому для меня не пользоваться цветом все равно, что боксировать одной рукой». Это уже отрывок из интервью с Уиллом Олсопом, которое для журнала «SPEECH:» сделал известный критик Владимир Белоголовский (кстати, именно он представил британского архитектора московской аудитории). С публикой, пришедшей на презентацию, Уилл Олсоп столь серьезно не говорил: большую часть своей лекции он посвятил демонстрации анимационных фильмов, наглядно показывающих процесс поиска нужного цвета и создания запоминающегося образа – как в живописи, так и в архитектуре. Стилистику этих мультфильмов можно было бы назвать кислотной, если бы из кажущегося хаотичным смешения красок Олсоп не умудрялся каждый раз извлечь новое здание, поражающее сколь оригинальностью, столь и целостностью образа.
Слева направо: Сергей Кузнецов, Ирина Кузнецова, Уилл Олсоп, Владимир Белоголовский. Фото:Наталья Коваленко. Copyright SPEECH
Слева направо: Сергей Кузнецов, Ирина Кузнецова, Уилл Олсоп, Владимир Белоголовский. Фото:Наталья Коваленко. Copyright SPEECH
Башня Colorium. Арх.: Уилл Олсоп
Башня Colorium. Арх.: Уилл Олсоп