Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.01.2011

Построить мост, чтобы сохранить генофонд

Нина Фролова
Объект:
Надземный переход шоссе для диких животных
Адрес:
США, None,
Мастерская:
OLIN
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)

В конкурсе на проект надземного перехода шоссе для диких животных в штате Колорадо победило бюро Майкла Ван Валкенберга.

Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Организаторы конкурса, фонд Woodcock Foundation и Западный институт транспорта университета Монтаны, обратили внимание общественности и архитекторов на все растущее число столкновений автомобилей с дикими животными на дорогах Северной Америки – только за последние 15 лет оно увеличилось на 50%. С другой стороны, шоссе пугают животных, и те стараются держаться от них подальше: в итоге, возникают непреодолимые барьеры посередине традиционных ареалов обитания тех или иных видов, популяции делятся, что приводит к меньшему генетическому разнообразию, и, как следствие, меньшей устойчивости к мутациям, заболеваниям и так далее.

Участникам было предложено разработать проект перехода для конкретного места – перевала Вейл-Пасс в Скалистых горах, который пересекает федеральное шоссе I-70. Это оживленнейшая трасса Колорадо, из-за чего ее называют «берлинской стеной» для животных. В то же время, все проекты должны быть приспособляемыми, чтобы использоваться как прототипы для любой точки мира. Важно заметить, что государство не гарантирует реализацию этого проекта: чиновники Колорадо заявили, что в штате есть еще более «актуальные» места для установки переходов, но пообещали обратить внимание на идеи победителя и финалистов конкурса при разработке новых вариантов переходов.

Организаторы конкурса, вероятно, понимали прагматизм и даже скупость, характерную для любых властей, поэтому в своих заявлениях подчеркивали выгоду устройства переходов-мостов: по их данным, столкновения машин и животных стоят налогоплательщикам США 8 млрд. долларов ежегодно. С другой стороны, один только переход в Вейл-Пасс поможет заработать значительные средства за счет возможного увеличения поголовья животных, на которых можно будет охотиться (!) или наблюдать в ходе туристических походов.

Майкл Ван Валкенберг и инженерно-строительная фирма HNTB, занявшие первое место, предложили соорудить 55-метровый однопролетный мост из сборных облегченных бетонных панелей: такое решение позволит возвести его, не перекрывая полностью шестиполосное шоссе с велосипедной дорожкой и пространством для предполагаемых железнодорожных путей; также облегчит задачу использование популярных и дешевых материалов и модульный принцип. На полотне перехода будет создан близкий к природному ландшафт: лоси и койоты пересекут его по полосе луга, рыси и медведи – через кустарник, олени и сурки – среди деревьев. Шоссе с обеих сторон моста будет огорожено на протяжении многих миль, чтобы животные пользовались переходом, а не пытались перейти дорогу в «неположенном месте».

Финалисты конкурса также представили весьма оригинальные варианты. Диана Бальмори предложила построить переход из погибших от жучков деревьев: такая древесина не гниет, поэтому не выпускает CO2 в окружающую среду (и безопаснее бетона: ведь CO2 выделяется в процессе его изготовления).

Бюро Janet Rosenberg and Associates предложило выкрасить переход в красный цвет: так он привлечет внимание автомобилистов и заставит их быть осторожнее, а животных – не отпугнет, так как большинство из них цвета не различают.

Структура перехода голландских архитекторов Zwarts & Jansma представляет собой соединение трех разных по контуру изгибов, что позволит сделать полотно более тонким, а также формально свяжет с окружающим ландшафтом.

Мастерская Лори Олина разработала вариант, подходящий для разных местностей благодаря типовому решению: в конструкции использована бетонная решетка как основа и расположенный на ней «экосистемный модуль» – характерные для того или иного региона типы и виды растительности.

Каждый из финалистов получил 15 000 долларов, а победители – 40 000.
Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Майкл Ван Валкенберг и HNTB Engineering. Надземный переход шоссе для диких животных © ARC competition
Проект Дианы Бальмори (финалист) © ARC competition
Проект Дианы Бальмори (финалист) © ARC competition
Проект Janet Rosenberg and Associates (финалист) © ARC competition
Проект Janet Rosenberg and Associates (финалист) © ARC competition
Проект Zwarts & Jansma (финалист) © ARC competition
Проект Zwarts & Jansma (финалист) © ARC competition
Проект Zwarts & Jansma (финалист) © ARC competition
Проект Zwarts & Jansma (финалист) © ARC competition
Проект бюро OLIN (финалист) © ARC competition
Проект бюро OLIN (финалист) © ARC competition
Проект бюро OLIN (финалист) © ARC competition
Проект бюро OLIN (финалист) © ARC competition