Оставшиеся в замыслах и реализованные небоскребы британской столицы неожиданно вновь оказались в центре внимания.
Проект башни Чарльза Бертона. 1851-52. Изображение с сайта gizmag.com
Интерес публики привлек едва ли не самый ранний проект небоскреба — причем со стеклянными фасадами и на стальном каркасе. Это конкурсная работа английского архитектора Чарльза Бертона (Charles Burton) — вариант реконструкции «Хрустального дворца» по окончании Всемирной выставки 1851, для которой это огромное сооружение было создано Джозефом Пакстоном. Оставаться в Гайд-парке оно не могло, поэтому надо было придумать ему (или его составным частям) новое местоположение и назначение.
Бертон предложил собрать из его металлических и стеклянных деталей башню высотой 1000 футов (чуть более 300 м); два нижних прямоугольных яруса завершались тремя круглыми в плане. Проект был опубликован в журнале The Builder за 1851/52 годы, что значительно опережает первые американские аналоги (более скромные по размерам, но зато реализованные). Впрочем, если проект Чарльза Бертона не продали на аукционе в этом месяце, о нем помнили бы сегодня только специалисты.
Другое здание, также выступившее на первый план, некоторые наблюдатели даже отказывают в праве называться небоскребом: это 53-метровая штаб-квартира столичного транспортного управления Transport for London (в момент строительства — Underground Electric Railways Company of London), замечательный памятник ар деко, долгое время остававшийся среди самых высоких зданий Лондона. Это административное сооружение было построено на участке по адресу Бродвей, 55 в 1927-1929 Чарльзом Холденом (Charles Holden), затем много работавшим над проектами станций метро. Само здание содержит в себе станцию «Сент-Джеймс Парк». В самом начале 2011 ему был присужден статус памятника «первого ряда» — самый высокий из возможных в Великобритании.
Проект этого здания был для Англии 1920-х годов чрезвычайно новаторским: крестообразный план (ответ на сложную форму участка) позволил осветить все этажи без использования световых колодцев; лестницы, лифты и санузлы располагались в центральной башне, обслуживающей 4 крыла офисов со свободным планом. В интерьере сохранилась мраморная отделка и многочисленные бронзовые детали. Снаружи фасады облицованы известняком — портлендским камнем; прямо в его массиве вырезаны скульптуры: две «четверки» ветров (чтобы хватило на все фасады) и отмечающие главные входы «День» и «Ночь» Джейкоба Эпстайна. «Ветрами» также занимались видные мастера: например, один из «Западных ветров» был первым государственным заказом Генри Мура. Почти все изображенные фигуры, выдержанные в стиле ар деко, были обнаженными: многим лондонцам они показались уродливыми и непристойными, и только отпор, данный критикам Холденом и заказчиком здания Фрэнком Пиком (Frank Pick), спас их от возможного уничтожения.
Н.Ф.
Джозеф Пакстон. «Хрустальный дворец» в Лондоне. 1851
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55). Фото с сайта guardian.co.uk
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55)
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55). Проект. Изображение с сайта charlesholden.com
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55) в 1929. Фото с сайта charlesholden.com
Джейкоб Эпстайн. День
Джейкоб Эпстайн. Ночь
Генри Мур. Западный ветер
Сэмюэл Рабинович. Западный ветер
Эрик Гилл. Северный ветер
|