Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.01.2011

Лондонские башни

Оставшиеся в замыслах и реализованные небоскребы британской столицы неожиданно вновь оказались в центре внимания.

Проект башни Чарльза Бертона. 1851-52. Изображение с сайта gizmag.com
Проект башни Чарльза Бертона. 1851-52. Изображение с сайта gizmag.com
Интерес публики привлек едва ли не самый ранний проект небоскреба — причем со стеклянными фасадами и на стальном каркасе. Это конкурсная работа английского архитектора Чарльза Бертона (Charles Burton) — вариант реконструкции «Хрустального дворца» по окончании Всемирной выставки 1851, для которой это огромное сооружение было создано Джозефом Пакстоном. Оставаться в Гайд-парке оно не могло, поэтому надо было придумать ему (или его составным частям) новое местоположение и назначение.

Бертон предложил собрать из его металлических и стеклянных деталей башню высотой 1000 футов (чуть более 300 м); два нижних прямоугольных яруса завершались тремя круглыми в плане. Проект был опубликован в журнале The Builder за 1851/52 годы, что значительно опережает первые американские аналоги (более скромные по размерам, но зато реализованные). Впрочем, если проект Чарльза Бертона не продали на аукционе в этом месяце, о нем помнили бы сегодня только специалисты.

Другое здание, также выступившее на первый план, некоторые наблюдатели даже отказывают в праве называться небоскребом: это 53-метровая штаб-квартира столичного транспортного управления Transport for London (в момент строительства — Underground Electric Railways Company of London), замечательный памятник ар деко, долгое время остававшийся среди самых высоких зданий Лондона. Это административное сооружение было построено на участке по адресу Бродвей, 55 в 1927-1929 Чарльзом Холденом (Charles Holden), затем много работавшим над проектами станций метро. Само здание содержит в себе станцию «Сент-Джеймс Парк». В самом начале 2011 ему был присужден статус памятника «первого ряда» — самый высокий из возможных в Великобритании.

Проект этого здания был для Англии 1920-х годов чрезвычайно новаторским: крестообразный план (ответ на сложную форму участка) позволил осветить все этажи без использования световых колодцев; лестницы, лифты и санузлы располагались в центральной башне, обслуживающей 4 крыла офисов со свободным планом. В интерьере сохранилась мраморная отделка и многочисленные бронзовые детали. Снаружи фасады облицованы известняком — портлендским камнем; прямо в его массиве вырезаны скульптуры: две «четверки» ветров (чтобы хватило на все фасады) и отмечающие главные входы «День» и «Ночь» Джейкоба Эпстайна. «Ветрами» также занимались видные мастера: например, один из «Западных ветров» был первым государственным заказом Генри Мура. Почти все изображенные фигуры, выдержанные в стиле ар деко, были обнаженными: многим лондонцам они показались уродливыми и непристойными, и только отпор, данный критикам Холденом и заказчиком здания Фрэнком Пиком (Frank Pick), спас их от возможного уничтожения.

Н.Ф.
Джозеф Пакстон. «Хрустальный дворец» в Лондоне. 1851
Джозеф Пакстон. «Хрустальный дворец» в Лондоне. 1851
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55). Фото с сайта guardian.co.uk
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55). Фото с сайта guardian.co.uk
 Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55)
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55)
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55). Проект. Изображение с сайта charlesholden.com
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55). Проект. Изображение с сайта charlesholden.com
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55) в 1929. Фото с сайта charlesholden.com
Штаб-квартира Transport for London (Бродвей, 55) в 1929. Фото с сайта charlesholden.com
Джейкоб Эпстайн. День
Джейкоб Эпстайн. День
Джейкоб Эпстайн. Ночь
Джейкоб Эпстайн. Ночь
Генри Мур. Западный ветер
Генри Мур. Западный ветер
Сэмюэл Рабинович. Западный ветер
Сэмюэл Рабинович. Западный ветер
Эрик Гилл. Северный ветер
Эрик Гилл. Северный ветер