Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.11.2006

ARX awards: репортаж с награждения

Ирина Фильченкова

Предлагаем Вашему вниманию несколько фотографий и впечатления от награждения премии ARX awards

Тотан Кузебаев с главным призом собственного изготовления (ему принадлежит дизайн приза). Фото: Ирины Фильченковой
Тотан Кузебаев с главным призом собственного изготовления (ему принадлежит дизайн приза). Фото: Ирины Фильченковой
Лучшего девелопера выбирал и награждал Сергей Скуратов, сопроводив награждение комментариями по поводу двусмысленности награждения заказчика архитектором: «значит ли это, что я не буду работать с теми кого не выберу и наоборот буду работать с тем кого выбрал?...». Лауреатом в этой неоднозначной номинации стал «Капитал-групп», который, однако не прислал на награждение ни одного представителя, так что забирать приз – большое красное кресло, было некому. «Они были уверены, что не выиграют, прокомментировал это Сергей Скуратов, потому что я сильно критиковал их несколько лет назад».

Сам Скуратов был награжден за проект дома в Тессинском (о котором мы уже писали), за то же самое уже получивший диплом Арх-Москвы полгода назад: по всему видно, что Тессинский нацеливается повторить звездный путь двух других скуратовских построек – Бутиковского и Купер-хауза. Вручавший приз эксперт номинации Евгений Асс озвучил две вещи, что современной архитектуре не хватает поэзии, а скуратовская архитектура очень поэтична, за это он ее и выбрал.
На собственное награждение Сергей Скуратов вышел с двумя молодыми архитекторами, которых представил публике как «своих любимых учеников, которые работают с ним уже 4 года» и прокомментировал так: «…Вы сказали за поэтичность, но ведь поэты работают в одиночку, а архитектор нет».

Дмитрий Александров получил премию за лучший экспериментальный проект, присужденную Винкой ДубблДам (Archi-Tectonics). Лауреатом стал поселок «Гнездо морского орла», спроектированный Александровым для Крита, где небольшие очень лаконичные домики органично вписаны с ландшафт – то ли растут из него, то ли, наоборот, врастают в древнюю землю. Может быть, это и есть тот эффект «идентичности», на который намекала Винка, комментируя свой выбор на пресс-конференции. На вручении Дмитрий Александров сказал, что проект решили строить и он надеется, что задумка будет полностью сохранена.

Главный лауреат этого года, собравший две номинации, в том числе главную, Тотан Кузембаев на награждении был немногословен, но с чувством юмора. При вручении премии за конструктивную схему здания, которая присуждалась Вернером Зобеком, сказал: «он не знает меня, я не знаю его, и это правильно». На вручение главной премии за здание Кузембаев вышел на сцену с молодой сотрудницей и, представляя ее публике, сказал, что она точно красивее учеников Скуратова. Лучшее здание выбирал Крис Уилкинсон, так что получилось, что два из трех иностранцев в жюри сошлись на одном здании Кузембаева – деревянном «Яхт-офисе».

Как видим, независимое жюри выбрало очень спокойные, тонкие и чуткие к окружению проекты. Единственное, что в них отсутствует – это масштабность. Даже в градостроительной номинации победило нечто маленькое и природное – концепция развития южного склона уфимского полуострова (Ришат Муллагильдин). Победивший интерьер метро на этом фоне выглядит даже каким-то резковато-модернистским, хотя и, безусловно, ярким. Но и он, если подумать, спрятался под землю.
Напротив, там, где собирались награждать конструктивные узлы победило целое конструктивное решение – конькобежный стадион Нодара Канчели.
Более крупные лауреаты скопились в девелоперских номинациях – «Авангард» Сергея Киселева назван лучшей реализацией с позиции девелопмента, а, «Капитал групп», как уже говорилось,  назван поддерживающим качественные архитектурные решения. Получается так, что по части архитектуры лидируют красивые, но относительно локальные замыслы, тогда как девелоперы, что вполне объяснимо, стремятся к масштабным реализациям.