Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.12.2010

В ритме Садового

Анна Мартовицкая
Объект:
Многофункциональный комплекс на Валовой улице
Адрес:
Россия, Москва. ул. Валовая, 28
Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Павла Андреева
Авторский коллектив:
Архитекторы – академик Посохин М.М., Андреев П.Ю., Блажевич А.Ю., Августанова Л.И., Марцун В.В., инженер – Стрельников В.Г.

Сегодня офисный комплекс на Валовой улице известен москвичам, в первую очередь, как многолетний недострой, более чем наполовину закрытый рекламными щитами и растяжками. Но автор проекта – архитектор Павел Андреев – не теряет надежды на то, что здание будет закончено и станет частью парадной застройки Садового кольца.

Участок, о котором идет речь, примыкает к Валовой улице и 3-му Монетчиковскому переулку. Автомобилисты хорошо знают это место – как раз здесь проезжая часть раздваивается, разделяя потоки тех, кто продолжает путь по Садовому, и тех, кому нужно развернуться или уйти на Пятницкую улицу. Правда, и водители, и пешеходы вряд ли видят что-то, кроме забора высотой в три этажа, сплошь увешанного рекламными плакатами. Этому забору столько лет, что по его афишам впору писать историю дизайна отечественной рекламы. Дело в том, что на углу Валовой и 3-го Монетчиковского стройка идет без малого четверть века. В конце 1980-х здесь по проекту Михаила Посохина было начато строительство нового корпуса Первой образцовой типографии – каркас здания полностью возвели в бетоне, и в таком виде оно простояло до середины 2000-х годов, когда, наконец, было приобретено компанией «МИАН». Проект реконструкции компания заказала архитектурной мастерской Павла Андреева.

Техническое задание, на первый взгляд, было очень простым: есть здание, и его нужно превратить в офисный комплекс, причем самого высшего уровня, ибо расположение обязывало. «Подводные камни обнаружились позднее, – вспоминает Павел Андреев. – Во-первых, офисному комплексу требовалась парковка, причем довольно вместительная, а возможности для устройства подземного паркинга под уже построенным зданием не было. Во-вторых, пришлось работать в уже заданных габаритах и определенной стилистике». Что и говорить, здание, спроектированное Михаилом Посохиным в середине 1980-х годов, несло явную печать и своего времени, и творческой манеры автора – это был большой и тяжелый объем, по-хозяйски крепко державший угол Валовой и переулка. Взявшись за этот объем почти тридцать лет спустя, Андреев не стал изменять его кардинально – скорее, огранил, действуя как скульптор, отсекающий лишнее.

Прежде всего, было принято принципиальное решение об организации парковки. Места для автомобилей сотрудников и посетителей офисного центра решено было разместить в самом здании. Первый этаж недостроенной типографии он превратил в общественную зону с магазинами и кафе – полностью прозрачную и дружелюбно открытую городу. Три последующих этажа, согласно новому проекту, будут разобраны, их место займут четыре уровня парковки. Для заезда машин к тыльному фасаду пристраивается рампа.

Вторым кардинальным вторжением в планировку комплекса стало создание атриума. Вырезанный во всю высоту здания, он ориентирован параллельно Садовому кольцу, из-за чего на боковых фасадах появляются гигантские, высотой по пять этажей и глубиной – по два, лоджии. В них, на высоте приблизительно 15 метров над мостовыми Садового кольца, планируется поместить летние кафе с деревьями в кадках и зонтиками. «Сначала нам казалось, что подобная глубокая ниша элемент будет уместнее на главном фасаде, но визуальный анализ показал, что при движении по Садовому кольцу пластика боковых фасадов этого здания имеет большее значение», – поясняет Павел Андреев. С архитектором трудно не согласиться: угадывающиеся за силуэтами соседних зданий «впадины» притягивают взгляд и интригуют.

Архитектура главного фасада, в свое время решенного Михаилом Посохиным в стиле псевдоклассицизма, также претерпела некоторые изменения. Андреев сохраняет пилястры как основную тему оформления этой плоскости, правда, пространство между ними, а также углы здания заполняет стеклом. «С одной стороны, хотелось сохранить торжественный ритм здания, органично развивающего характер сталинской застройки Садового кольца, с другой, я чувствовал необходимость сделать этот объем визуально более легким. С этой же целью мы понизили отметку и ввели иное, более скромное завершениея».

Каменное арт-деко оказалось, таким образом на фоне стеклянно-металлического хай-тека. Исполинские светло-желтые пилястры (по 9 этажей каждая) несут аккуратный изгиб простого «голосовского» карниза (если его удастся сделать таким, как он нарисован, получится похоже на 1930-е). Над каменным карнизом из стеклянного аттика вырастает другой, ребристый металлический, а над каждой пилястрой появляется металлическая же сетка, – демонстрируя внимательному наблюдателю техническую подоснову классической декорации современного здания. Похожим образом со времен Мейерхольда в театре стало принято время от времени демонстрировать зрителю части сценических конструкций. Причем хай-тековских конструкций и стекла очевидно больше, просто по площади, и в таком сочетании получается уже не столько продолжение «бофилловского» направления, сколько его разоблачение: дом как будто бы стремится «смыть» с себя пилястры, заливая фасады стеклом.

Плоская кровля комплекса будет эксплуатируемой. Один из вариантов проекта предусматривал, что на ней появятся не только озелененная веранда, но и несколько элитных таунхаусов, для жильцов которых архитекторы спроектировали специальную башню с подъемником для машин. Однако экономический кризис скорректировал эти планы, и теперь двухэтажную стеклянную надстройку также планируется отдать под офисы. Веранду, правда, никто не отменял, так что на Садовое кольцо это здание будет выходить не только торжественным ритмом пилонов, но и зеленеющими верхушками деревьев, высаженных по периметру кровли.
Существующее здание
Существующее здание