2 ноября, в преддверии очередного этапа конкурса на проект 300-метрового небоскреба «Газпром-сити» Союз архитекторов России созвал пресс-конференцию, на которой призвал российских и зарубежных архитекторов бойкотировать участие в жюри конкурса
примерная модель, распространенная Санкт-Петербургским союзом. Как выглядят конкурсные проекты, до сих пор неизвестно
О предполагающемся небоскребе «Газпром-сити» в устье Охты напротив Смольного монастыря уже было сказано и написано очень много. Председатель Газпрома Алексей Миллер и губернатор Валентина Матвиенко заявили, что здание должно быть высоким настолько, насколько это позволит грунт, была названа цифра 300 метров.
В ответ Санкт-Петербургский союз архитекторов написал губернатору открытое письмо, опубликованное в начале июля. В письме говорилось о том, что предполагаемая высота небоскреба в два раза больше шпиля Петропавловского собора, в три с лишним – Исаакия и собора Смольного монастыря. Кроме того, для района строительства предусмотрена максимальная отметка высоты в 48 метров. Строительство небоскреба может повлечь за собой исключение исторического центра города из списков Всемирного наследия ЮНЕСКО, т.к. он будет виден практически отовсюду и по сравнению с ним все исторические доминанты города будут казаться «игрушечными». В письме архитекторов также было упомянуто понятие «небесная линия» Петербурга, введенное Д.С. Лихачевым во времена увенчавшейся успехом борьбы с проектом 120-метровой башни в устье Невы.
Архитекторов поддержал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, назвав башню Газпрома угрожающей целостности Петербурга. После чего в июле произошла проверка фондов музея с последующей очень широкой оглаской в СМИ обнаруженного проверяющими факта пропажи части экспонатов. Журналисты вскоре увязали неприятности Пиотровского с его активной позицией по отношению к газпромовскому небоскребу, а также к строительству в историческом центре Питера вообще.
Приблизительно тогда же, в конце июля, курирующий строительный блок вице-губернатор Александр Вахмистров назвал 300-метровую высоту «личным мнением Миллера» и попытался успокоить журналистов тем, что здание не обязательно достигнет этой отметки.
В то же время обнаружилось, что к участию в конкурсе пригласили только иностранных архитекторов, преимущественно специалистов по небоскребам. Среди тех, кто прошел во второй круг – Даниэль Либескинд, Рем Колхас, Жак Херцог и Пьер де Мерон, Массимилиано Фуксас, Ричард Роджерс. В ноябре должен быть выбран победитель конкурса.
Вероятно, с этим связано прозвучавшее именно сейчас заявление Союза архитекторов России, который присоединился к письму питерских коллег, назвал конкурс «нарушающим все международные и отечественные нормы и правила» и, организовав 2 ноября пресс-конференцию, призвал российских и зарубежных архитекторов не участвовать в работе жюри.
|