Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.11.2010

Сделано с умом

Анна Мартовицкая

Последними из экспозиций XXII Международной биеннале архитектуры в Венеции мы представляем павильоны стран Скандинавии, раскрывших тему «люди встречаются в архитектуре» едва ли не обстоятельнее всех остальных участников.

Объединенная экспозиция скандинавского павильона в этом году была создана при непосредственном участии Музеев архитектуры каждой из стран – Норвегии, Финляндии и Швеции. Из своих фондов каждый из них отобрал наиболее яркие общественные постройки – здания, в которых коммуникативная функция достигает своего апогея. Всего их 18, и особенно подкупает в этой подборке то, то помимо привычных нам музеев, театров и общественных центров, здесь в изобилии представлены такие «бытовые» жанры, как сауна, комплекс кабинок для переодевания на городском пляже, системы пешеходных маршрутов, видовые площадки, даже общественные туалеты. В общем, места, где люди встречаются постоянно, хоть и невзначай, и именно их стильность и комфорт – те мелочи, из которых, собственно, складывается понятие «среда обитания».
Один из самых ярких примеров – так называемая «Обсерватория», спроектированная архитектором Гуниллой Бандулин (Gunilla Bandolin). Это круглая в плане многоярусная деревянная платформа, расположенная в заливе Хаммарбю и с набережной связанная узким мостком. Использоваться «Обсерватория» может по-разному – это и своеобразный пирс для купающихся, и место приема солнечных ванн, а также прекрасная видовая площадка, с которой открываются захватывающие дух панорамы на исторические района Стокгольма.
Один из самых ярких примеров – так называемая «Обсерватория», спроектированная архитектором Гуниллой Бандулин (Gunilla Bandolin). Это круглая в плане многоярусная деревянная платформа, расположенная в заливе Хаммарбю и с набережной связанная узким мостком. Использоваться «Обсерватория» может по-разному – это и своеобразный пирс для купающихся, и место приема солнечных ванн, а также прекрасная видовая площадка, с которой открываются захватывающие дух панорамы на исторические района Стокгольма.
Другой очень скандинавский по своему дизайну и сути проект – общественный центр Gurisentret, построенный бюро Askim/Lantto ArkitekterAS. Это деревянный амфитеатр под открытым небом, предназначенный для проведения деревенских праздников, гастролей уличных театров и музыкальных концертов. Лаконичность и выразительность формы, экологичность материалов и очень точное использование имеющегося перепада рельефа делают этот простой объект неотъемлемой частью как пейзажа, так и общественной жизни.
Другой очень скандинавский по своему дизайну и сути проект – общественный центр Gurisentret, построенный бюро Askim/Lantto ArkitekterAS. Это деревянный амфитеатр под открытым небом, предназначенный для проведения деревенских праздников, гастролей уличных театров и музыкальных концертов. Лаконичность и выразительность формы, экологичность материалов и очень точное использование имеющегося перепада рельефа делают этот простой объект неотъемлемой частью как пейзажа, так и общественной жизни.
Девизом экспозиции было выбрано английское Stay in Touch, что переводится как «увидимся» или «оставайся на связи» – слоган, пригодный, оказывается, не только для социальных сетей. Впрочем, он характеризовал не столько представленные постройки, сколько сам павильон, который на протяжении всей биеннале служил своеобразным meeting point и местом отдыха уставших от обилия впечатлений посетителей. Большую часть его пространства занимал огромный остров из подушек, на которых можно было сидеть или лежать, изучая прозрачный потолок или наблюдая за работой одного из 12 молодых архитектурных бюро Скандинавии – они сменяли друг друга на протяжении трех месяцев.
Девизом экспозиции было выбрано английское Stay in Touch, что переводится как «увидимся» или «оставайся на связи» – слоган, пригодный, оказывается, не только для социальных сетей. Впрочем, он характеризовал не столько представленные постройки, сколько сам павильон, который на протяжении всей биеннале служил своеобразным meeting point и местом отдыха уставших от обилия впечатлений посетителей. Большую часть его пространства занимал огромный остров из подушек, на которых можно было сидеть или лежать, изучая прозрачный потолок или наблюдая за работой одного из 12 молодых архитектурных бюро Скандинавии – они сменяли друг друга на протяжении трех месяцев.
Дания в этом году, наоборот, сделала ставку на основательность и масштабность, представив в своем павильоне сразу несколько проектов комплексной реконструкции промышленных районов Копенгагена, а также множество недавно построенных или еще строящихся зданий. Среди первых обязательно следует назвать проект реновации территории Северного порта (Nordhavnen) и новый жилой район Эрестад (Ørestad), среди вторых – такие громкие архитектурные премьеры, как Концертный зал Датского радио (Жан Нувель), жилой комплекс Mountain Dwellings (BIG), штаб-квартира компании Horten (3XN).
Дания в этом году, наоборот, сделала ставку на основательность и масштабность, представив в своем павильоне сразу несколько проектов комплексной реконструкции промышленных районов Копенгагена, а также множество недавно построенных или еще строящихся зданий. Среди первых обязательно следует назвать проект реновации территории Северного порта (Nordhavnen) и новый жилой район Эрестад (Ørestad), среди вторых – такие громкие архитектурные премьеры, как Концертный зал Датского радио (Жан Нувель), жилой комплекс Mountain Dwellings (BIG), штаб-квартира компании Horten (3XN).
И если участие большинства других стран на биеннале сводилось к эффектным художественным высказываниям или концептуальным проектам, то Дания могла похвастаться настоящей архитектурной выставкой – с красивыми макетами, большим количеством графики и очень уместными пояснениями проектировщиков. Не последнее место в павильоне занимали так называемые «издательские центры» – компьютеры, подключенные к базе данных обо всех новостройках Копенгагена. Любой желающий мог за считанные минуты сверстать и отправить самому себе на электронную почту архитектурный журнал, посвященный проектам, которые его больше всего заинтересовали.
И если участие большинства других стран на биеннале сводилось к эффектным художественным высказываниям или концептуальным проектам, то Дания могла похвастаться настоящей архитектурной выставкой – с красивыми макетами, большим количеством графики и очень уместными пояснениями проектировщиков. Не последнее место в павильоне занимали так называемые «издательские центры» – компьютеры, подключенные к базе данных обо всех новостройках Копенгагена. Любой желающий мог за считанные минуты сверстать и отправить самому себе на электронную почту архитектурный журнал, посвященный проектам, которые его больше всего заинтересовали.
Экспозиция получила название Q&A, то есть «Вопросы и ответы», и на примере Копенгагена показывала, как самые непростые экологические, социальные и экономические проблемы можно решить с помощью архитектуры. Не секрет, это тема очень модная – сегодня о социальной роли архитектуры не говорит только ленивый. Преимущество столицы Дании в том, что в этом небольшом городе данный постулат давно стал реальностью и основой основ его дальнейшего развития.
Экспозиция получила название Q&A, то есть «Вопросы и ответы», и на примере Копенгагена показывала, как самые непростые экологические, социальные и экономические проблемы можно решить с помощью архитектуры. Не секрет, это тема очень модная – сегодня о социальной роли архитектуры не говорит только ленивый. Преимущество столицы Дании в том, что в этом небольшом городе данный постулат давно стал реальностью и основой основ его дальнейшего развития.
Отдельную выставку под названием «Школы» подготовила для биеннале Финляндия, благо для собственных арт-проектов в распоряжении этой страны имеется маленький павильон – элегантная постройка Алвара Аалто. «Школы» – это по-своему очень точный ответ на главную тему нынешнего смотра, ведь где, если не в школе, каждый из нас приобретает свой первый серьезный опыт встреч и общения, зачастую влияющий затем на всю жизнь? Конечно, не финны открыли, что чем ярче и интереснее школьное здание, тем более креативными и самостоятельными вырастают посещающие его ученики, но вклад финских проектировщиков в развитие жанра школьной архитектуры нельзя недооценивать.
Отдельную выставку под названием «Школы» подготовила для биеннале Финляндия, благо для собственных арт-проектов в распоряжении этой страны имеется маленький павильон – элегантная постройка Алвара Аалто. «Школы» – это по-своему очень точный ответ на главную тему нынешнего смотра, ведь где, если не в школе, каждый из нас приобретает свой первый серьезный опыт встреч и общения, зачастую влияющий затем на всю жизнь? Конечно, не финны открыли, что чем ярче и интереснее школьное здание, тем более креативными и самостоятельными вырастают посещающие его ученики, но вклад финских проектировщиков в развитие жанра школьной архитектуры нельзя недооценивать.
В этой стране ежегодно строится или реконструируется несколько средних учебных заведений, проекты которых заслуженно становятся лауреатами национальных и международных архитектурных конкурсов, а здания получают высшие баллы соответствия самым продвинутым «зеленым» стандартам.
В этой стране ежегодно строится или реконструируется несколько средних учебных заведений, проекты которых заслуженно становятся лауреатами национальных и международных архитектурных конкурсов, а здания получают высшие баллы соответствия самым продвинутым «зеленым» стандартам.
Школа по-фински – это здание, максимально использующее возможности естественного освещения и оформленное  с помощью натуральных материалов (преимущественно дерева) и очень ярких тонов. Наряду с традиционными классами в такой школе много общественных зон, нередко решенных как перетекающие друг в друга пространства, а также маленьких уютных комнат, в которых ученики могут отдохнуть и сделать уроки, всевозможных лабораторий и мастерских.
Школа по-фински – это здание, максимально использующее возможности естественного освещения и оформленное с помощью натуральных материалов (преимущественно дерева) и очень ярких тонов. Наряду с традиционными классами в такой школе много общественных зон, нередко решенных как перетекающие друг в друга пространства, а также маленьких уютных комнат, в которых ученики могут отдохнуть и сделать уроки, всевозможных лабораторий и мастерских.
«Современная школа – это максимально гибкая структура, способная к быстрым трансформациям в зависимости от меняющихся потребностей учебного процесса», – уверена куратор выставки Сирккалииса Йетсонен (Sirkkaliisa Jetsonen). Что ж, представленные на биеннале проекты показали, что новые учебные здания Финляндии готовы к любым новациям и экспериментам преподавателей.
«Современная школа – это максимально гибкая структура, способная к быстрым трансформациям в зависимости от меняющихся потребностей учебного процесса», – уверена куратор выставки Сирккалииса Йетсонен (Sirkkaliisa Jetsonen). Что ж, представленные на биеннале проекты показали, что новые учебные здания Финляндии готовы к любым новациям и экспериментам преподавателей.