26 октября в музее архитектуры на Воздвиженке прошла презентация каталога выставки концептуальных проектов «Клуб на 300 человек. Вторая попытка».
Выставка была организована журналом «Проект Россия», старейшим и, наверное, самым известным из постсоветских профессиональных изданий о современной архитектуре и приурочена к десятилетнему юбилею издания. Работы с выставки были взяты в коллекцию музея архитектуры, продолжая традицию, начатую серией выставок «Проект Строение №», когда выставленная постройка и затем отправлялась на хранение, пополняя музей современными вещами.
Юбилей журнала и выставка были прошлой осенью, в октябре 2005, а теперь, через год, издан каталог, красивый, с большими картинками, нестандартного квадратного формата и как всегда в стильном «проектовском» дизайне.
На презентации прозвучало, что идею отметить декаду работы «Проекта Россия» выставкой, отражающей настроение «бумажных» конкурсов, предложили архитекторы. Список мастерских, поддержавших замысел, достаточно большой – в каталоге значатся шестнадцать мастерских, степень их связи с «бумажной архитектурой» восьмидесятых – разная, поэтому нельзя сказать, что вот, объединились «бывшие бумажники» чтобы возрождать движение или просто чтобы вспомнить о нем. Участников объединяет другая общая черта – это «… архитекторы, 10-15 лет назад рискнувшие покинуть корабли МОСПРОЕКТОВ и пр. архитектурных монстров, чтобы начать свое дело», читаем во вступлении к каталогу, причем взятые не отдельно – а вместе со всеми пожелавшими участвовать молодыми сотрудниками студий.
Набралось 120 работ, из которых получился симпатичный, любопытный для разглядывания каталог, красивый и очень ностальгический, прямо-таки пропитанный фантастическим ощущением «второй попытки» – вспоминаем концептуальные конкурсы, вспоминаем молодость нынешних мэтров, вспоминаем учебу в МАрхИ. Это чувство поймано очень тонко, глядя в каталог, им легко проникнуться и погрузиться в душевную атмосферу размышлизмов – возможна ли вторая попытка, какая она вообще, что она дает ее совершающему?
Вторая попытка – это, собственно, основа и сюжет проекта. Студенты Архитектурного института на третьем курсе получают задание (первое самостоятельное) – спроектировать клуб на 300 человек. Эту задачу, знакомую по студенческому времени, куратор Елена Гонсалес предложила решить на «бис», дополнив сходство с учебным процессом тем, что размер листа ограничен – 60х80.
Отличие от учебного проекта – свобода. Отсутствие неизбежного практицизма полноценного, хотя бы и учебного, проекта здания. Поэтому попытка не такая уж и вторая, а скорее это раздумья на тему, рефлексия опыта, то ли студенческого, то ли опыта архитектуры XX века, в которой клубы занимают заметное место, то ли – осмысление житейского общения и общения как понятия. У кого как. Отсюда разнообразие.
Проекты в каталоге можно условно разделить на два вида. Одни отвечают на вопрос «чей именно клуб» – джентельменов (Тимур Шабаев, Меганом), слепоглухонемых («А-Б»), демонстрантов (Катя Любавская, мастерская «Архитекторы Асс»), любителей отверстий или березового сока («Витрувий и сыновья»). Дань постперестроечной горечи от утраты высокого – клуб арендаторов: «…тот, из первой попытки сегодня не нужен». Эти проекты в большей степени литературные, именно они привносят и развивают сюжет и делают рассматривание увлекательным.
Другие проекты задумываются над конкретной архитектурной формой клуба. Здесь не должно было обойтись без воспоминания о Мельникове – эти листы тяготеют к четким, жестковатым, энергичным красно-черным формам. Безусловно актуальны модные бионические и «говорящие» формы – такие, как клуб-«клубень» (картофельный) Алексея Бавыкина, совмещающий остроумную литературность (склад картофеля, музей великих картофелин и большая вилка) с архитектурностью, при этом вопреки всем тенденциям «…выполненный без компьютера, кульмана, рейсшины» и даже без циркуля…
Юрий Григорян свой клуб сжег (проект – одномоментное действо, инструмент – бумага и огонь), сосредоточившись на «получении нового опыта и эмоций»… Есть попытки посчитать членов клуба (Валерий Каняшин, Остоженка) или переписать их имена (Обледенение архитекторов).
По словам Елены Гонсалес, проект может иметь продолжение в виде следующей «второй попытки» – выставки с такими же условиями и не менее знаковым для архитектуры XX века заданием «гараж».
|