16 ноября в Центральном доме архитектора состоялась торжественная церемония объявления лауреатов Третьей международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени». И хотя первый приз в размере 50 тысяч евро достался норвежскому архитектурному бюро «Fantastic Norway», главным героем этого вечера стал молодой московский архитектор Никита Асадов.
Выставка номинантов премии в фойе ЦДА
Напомним, премия имени Якова Чернихова вручается молодым проектировщикам один раз в два года за лучшую архитектурную концепцию, содержащую «новаторский ответ современности и одновременно профессиональный вызов будущему». Номинантом премии может стать любой архитектор в возрасте до 44 лет, при условии, что его к участию в конкурсе рекомендует один из членов международного комитета экспертов. Конкурс был учрежден в 2006 году, и тогда в нем приняло участие 55 архитекторов и творческих коллективов. Два года спустя премия собрала уже 75 номинантов, а в этом году за право стать лауреатом награды, носящей имя Якова Чернихова, состязались 135 человек из более чем 20 стран мира.
Куратором премии в этом году стал известный итальянский градостроитель и теоретик архитектуры Стефано Боери. Свой манифест он назвал «Для новой формы локализма» и посвятил его проблеме существования архитектуры в эпоху глобализации. Нет, Боери не ратует за пестование национальных школ, но считает очень важным то, насколько современная архитектура способна удовлетворять потребности конкретных территорий и сообществ. Местные ландшафты и традиции, становящиеся полигонами для зодчества, Боери сравнивает с ушком иголки, через которое течет мощный поток информации и глобальных тенденций. И вопрос, который куратор адресует участникам конкурса, в сущности, очень прост: как видоизменяются в этом «ушке» глобальные течения, что именно делает их залогом позитивного преобразования того или иного пространства?
Как рассказал на итоговой пресс-конференции в Центральном доме архитектора сам Стефано Боери, представленные на конкурс работы отвечали на этот вопрос совершенно по-разному. Кто-то из участников ограничился критикой существующего положения вещей и тем самым фактически признал беспомощность архитектуры перед лицом глобализации. Кто-то, наоборот, бросил все силы на поиск перспективного решения. «В десятку лучших работ вошли проекты, рассматривающие архитектуру как действенный инструмент, с помощью которого можно кардинально изменить не только градостроительную и социальную, но и политическую ситуацию», – поясняет Боери. В качестве одного из наиболее ярких примеров такого подхода куратор приводит проект израильской группы Decolonizing Architecture, изучающий возможность разрешения национальных и межэтнических конфликтов средствами архитектуры. Не менее значимым Боери кажется верность молодых архитекторов классическим принципам своей профессии: за внимание к контексту и потребностям реальных людей, готовность взаимодействовать с пространством во имя красоты и комфорта, а не только ради удовлетворения собственных амбиций, жюри отметило проекты группы Feld 72 из Австрии и Standard Architecture из Китая, а также москвича Никиты Асадова.
Никита Асадов и его соавторы (Константин Лагутин, Вера Одынь, Анна Сажинова, Ольга Трейвас, Елизавета Фонская) представили на конкурс несколько концепций – внешне традиционного деревенского дома, который на самом деле оказывается многофункциональным трансформером, многоуровневного паркинга, чья не самая привлекательная вертикаль «компенсирована» остроумным парафразом кампанилы, и так называемого Sugar house – облицованного мозаикой объема, который может использоваться как музей, культурный центр или информационное бюро. По итогам финального голосования лауреатом премии московский архитектор, увы, не стал, однако у камерных проектов Никиты Асадова, выполненных с остроумием и оптимизмом и с хирургической точностью заполняющих лакуны в ткани города или деревни, среди членов жюри появилось немало поклонников. В частности, французский архитектор Руди Риччотти был настолько очарован работой Асадова, что публично отрекся от решения жюри в пользу Никиты, заявив, что считает его самым сильным и самобытным участником конкурса. Темперамент и бесстрашие, с которыми архитектор защищал на пресс-конференции россиянина, превратили формальный комментарий члена жюри в настоящее шоу. Ну, а когда выяснилось, что в зале присутствует мама Никиты – архитектор Марина Асадова, – и Риччотти бросился к ней с восторженными объятиями, журналистам оставалось только разразиться аплодисментами.
В чем все члены жюри (в этом году его возглавила Одиль Декк, правда, в силу занятости, она проработала в этой должности всего полтора дня вместо трех) оказались единодушны, так это в признании, что выбрать победителя было очень сложно. С перевесом всего в один голос лауреатом Третьей международной архитектурной премии имени Якова Чернихова стала группа «Fantastic Norway», покорившая экспертов своей активной жизненной позицией. Дело в том, что у бюро, основанного в 2005 году Эрлендом Блакстад Хаффнером (Erlend Blakstad Haffner) и Хоконом Матре Осарёдом (Håkon Matre Aasarød), нет стационарного офиса – архитекторы обитают в красном фургоне, который называют «мобильной платформой для архитектурных дискуссий». Колеся на нем по Норвегии, они имеют достаточно времени и возможностей для общения с местными жителями, изучения их реальных потребностей и желаний – и именно на основе этих знаний разрабатывают свои проекты. Подобный подход гарантирует, что каждый созданный ими объект, будь то творческая мастерская, частный дом или видовая площадка, направлен на улучшение ситуации «здесь и сейчас», а значит, на превращение страны фантастических возможностей и в страну, фантастически удобную и красивую.
Fantastic Norway (Норвегия)
Fantastic Norway (Норвегия)
Fantastic Norway (Норвегия)
Никита Асадов, Константин Лагутин, Вера Одынь, Анна Сажинова, Ольга Трейвас, Елизавета Фонская (Москва)
Никита Асадов, Константин Лагутин, Анна Сажинова, Елизавета Фонская
Никита Асадов, Константин Лагутин, Анна Сажинова, Елизавета Фонская
Standart Architecture (Китай)
Decolonizing Architecture (Израиль)
Feld 72 (Австрия)
|