Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.10.2010

Победа с четвертой попытки

Объект:
MAXXI – Национальный музей искусств XXI века
Адрес:
Италия, None, Рим.

Премию Стерлинга-2010 получила Заха Хадид за свой музей MAXXI в Риме.

MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Roland Halbe
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Roland Halbe

Для этого выдающегося архитектора это первая награда после трех закончившихся ничем номинаций: за центральное здание завода BMW в Лейпциге в 2005, научный центр "Фэно" в Вольфсбурге в 2006 и канатную дорогу Хунгербургбан – Нордпарк в Инсбруке в 2008. Жюри отметило ее музей как зрелую работу, отразившую характерные для Хадид приемы, в частности, решение здания как объекта ландшафта.

Вместе с тем, нельзя не отметить противоречивую реакцию критики на официально открывшийся этой весной MAXXI (чего не было в отношении трех прежде номинировавшихся ее построек): в первую очередь, здание упрекают в нефункциональности — на изогнутых стенах сложно размещать произведения искусства, суровый и острооригинальный облик помещений музея отвлекает посетителя от экспонатов, в соседстве с такой архитектурой они теряются. В качестве оправдания для Захи Хадид можно вспомнить о том, что музей во время ее работы над его проектом и даже позже существовал больше как идея, чем конкретное учреждение: его собрание еще только формируется, не ясно, что именно и как там будут показывать (это музей искусства XXI века, но пока, по понятным причинам, в его собрании преобладают работы века двадцатого). Усложнившее дело отсутствие техзадания отмечено жюри премии как успешно преодоленное препятствие, но, все же, нельзя не воспринять награждение Хадид как формальное: жюри не чувствовало себя в праве в четвертый раз лишить этого ведущего британского архитектора премии, поэтому качество этой конкретной работы сыграло лишь ограниченную роль.

По результатам опроса членов Королевского института британских архитекторов (RIBA) и широкой публики среди построек шорт-листа Премии Стерлинга победила реконструкция оксфордского Музея Ашмолеан Рика Мейтера. Впрочем, их выбор определило то обстоятельство, что эта бесспорно очень достойная работа была единственной из шести зданий-финалистов легко доступной внутри и снаружи для всех желающих. Два других британских претендента — школы, еще один — частное коммерческое здание, а два несомненных «фаворита» — MAXXI и Новый музей в Берлине Дэвида Чипперфильда — находятся за пределами Англии. Последней постройке наблюдатели прочили премию еще с момента ее открытия осенью 2009, но насколько формальным была победа Хадид, настолько же формальным был проигрыш Чипперфильда с его главным на сегодняшний день (или даже вообще) сооружением: он получил премию относительно недавно, в 2007, и тоже за музей в Германии.

Заха Хадид и Патрик Шумахер в MAXXI. Фото © Iwan Baan
Заха Хадид и Патрик Шумахер в MAXXI. Фото © Iwan Baan
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Helene Binet
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Helene Binet
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Helene Binet
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Helene Binet
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Helene Binet
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото © Helene Binet
MAXXI - Национальный музей искусств XXI века. Фото © Iwan Baan
MAXXI - Национальный музей искусств XXI века. Фото © Iwan Baan