Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.10.2010

Архитектурные параллели

Нина Фролова

В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.

Выставка «Пьер Луиджи Нерви. Архитектура как вызов». Стадион Берта во Флоренции
Выставка «Пьер Луиджи Нерви. Архитектура как вызов». Стадион Берта во Флоренции
К числу последних, несомненно, принадлежит небольшая экспозиция «Пьер Луиджи Нерви. Архитектура как вызов» в палаццо Джустиниан Лолин. Это своего рода «предпоказ» большой ретроспективы гениального инженера в римском музее MAXXI: в Венецию не привезли подлинников, и сама экспозиция довольно скромна по размеру, но не по содержанию.
Вид экспозиции «Пьер Луиджи Нерви. Архитектура как вызов». Фото Нины Фроловой
Вид экспозиции «Пьер Луиджи Нерви. Архитектура как вызов». Фото Нины Фроловой
Чертежи, рисунки, макеты зданий и их деталей, замечательные фотоматериалы — исторические и современные, а также видео позволяют оценить масштаб личности, который далеко не исчерпывается хрестоматийными постройками. Экспозицию «въяве» дополняет венецианская постройка мастера — здание банка «Cassa di Risparmio» (1964–1972), названное по имени его авторов Палаццо Нерви-Скаттолин — один из немногих примеров современного строительства на территории лагуны.
Макет «парка мастерских» Фрэнка Гери для швейцарского фонда LUMA. Фото Нины Фроловой
Макет «парка мастерских» Фрэнка Гери для швейцарского фонда LUMA. Фото Нины Фроловой
Также чрезвычайно интересен представленный в штаб-квартире венецианской биеннале палаццо Ка Джустиниан один из новых проектов Фрэнка Гери — его масштабный план «парка мастерских» для швейцарского фонда LUMA.
Макет «парка мастерских» Фрэнка Гери для швейцарского фонда LUMA. Фото Нины Фроловой
Макет «парка мастерских» Фрэнка Гери для швейцарского фонда LUMA. Фото Нины Фроловой
Согласно нему, бывшая промзона в Арле должна превратиться в центр выставок и художественного творчества (значительные площади выделены под мастерские художников).
Макет «парка мастерских» Фрэнка Гери для швейцарского фонда LUMA. Фото Нины Фроловой
Макет «парка мастерских» Фрэнка Гери для швейцарского фонда LUMA. Фото Нины Фроловой
Наряду с реконструированными индустриальными сооружениями, планируется возвести ряд новых построек, главной из которых станет обшитая металлом «Башня LUMA» с жильем, (непременной) 5-звездочной гостиницей и конференц-центром.
Макеты «парка мастерских» Фрэнка Гери в Колонном зале Ка Джустиниан. Фото Нины Фроловой
Макеты «парка мастерских» Фрэнка Гери в Колонном зале Ка Джустиниан. Фото Нины Фроловой
Множество макетов — как всего комплекса, так и отдельных зданий, пояснительные материалы и видеопроекции представлены в только что отреставрированном Колонном зале Ка Джустиниан, впервые вошедшем в круг выставочных площадок биеннале.
Колонный зал палаццо Ка Джустиниан. Фото Нины Фроловой
Колонный зал палаццо Ка Джустиниан. Фото Нины Фроловой
Тема расширения и реконструкции под эгидой биеннале была продолжена в рамках экспозиции «Biennale Works in progress» на первом этаже Ка Джустиниан. Она посвящена медленному процессу реконструкции этого палаццо, Арсенала и окружающих его пространств и сооружений и Палаццо делле Эспозициони, шедшему с 1998, когда все «подразделения» биеннале за исключением кинофестиваля остались без выставочных и даже административных помещений.
Вид зоны Арсенала и сада делле Верджине. Фрагмент экспозиции «Biennale Works in progress»
Вид зоны Арсенала и сада делле Верджине. Фрагмент экспозиции «Biennale Works in progress»
С тех пор почти полностью «введен в строй» Арсенал и прилегающие к нему постройки, (к тому же там построены два зрительных зала для биеннале театра и танца), оформлен сад делле Верджине, сооружен Понте деи Пеньсери («мост мыслей» — по аналогии с Мостом вздохов), облегчивший путь из Арсенала в Джардини. Следует отметить, что все проекты представлены в виде мягких карандашных рисунков, а не холодных рендеров.
Палаццо Ка Джустиниан
Палаццо Ка Джустиниан
В самом Ка Джустиниан открылось замечательное пространство — открытая для всех желающих просторная терраса, выходящая на Гранд-канал. Она совмещена с новым баром L'Ombra del Leone («тень льва»), также доступным широкой публике.
Ткани из коллекции Intus - дипломной работы выпускницы ENSAD 2010 года Паскалин Фрежьер. Фото с сайта www.ensad.fr
Ткани из коллекции Intus - дипломной работы выпускницы ENSAD 2010 года Паскалин Фрежьер. Фото с сайта www.ensad.fr
Выставка «От вещи до города» французской Национальной высшей школы декоративных искусств в Палаццо Лоредан близ моста Академии представила вниманию посетителей работы лучших выпускников последних лет 10 специальностей, которым обучает этот престижный вуз. Экспозиция, хотя и вовсе не безынтересна (среди экспонатов — работы в сферах анимации и сценографии, все представленные «дипломы» — очень высокого качества), но представляет собой скорее рекламу института, чем содержательное дополнение к 12-й архитектурной биеннале.
Вид экспозиции лондонской школы Архитектурной Ассоциации «За пределами энтропии: когда энергия превращается в форму». Фото предоставлено организаторами
Вид экспозиции лондонской школы Архитектурной Ассоциации «За пределами энтропии: когда энергия превращается в форму». Фото предоставлено организаторами
Архитектурная школа лондонской Архитектурной Ассоциации, напротив, подготовила очень насыщенную экспозицию на тему разных видов энергии и их прямого и опосредованного влияния на нашу жизнь — об этой выставке мы писали в материале от 28 августа этого года.
Вид экспозиции работ Луизы Буржуа в Фонде Ведова. Фото Нины Фроловой
Вид экспозиции работ Луизы Буржуа в Фонде Ведова. Фото Нины Фроловой
Удачным приложением к биеннале стала выставка Луизы Буржуа, чьи скульптуры дополнили разнообразные современные постройки, включая музей Гуггенхайма в Бильбао.
Вид экспозиции работ Луизы Буржуа в Фонде Ведова. Фото Нины Фроловой
Вид экспозиции работ Луизы Буржуа в Фонде Ведова. Фото Нины Фроловой
Она проходит в открывшемся в прошлом году зале Фонда Ведова работы Ренцо Пьяно.
«Механизированная» экспозиция работ Эмилио Ведова в Фонде Ведова. Фото Нины Фроловой
«Механизированная» экспозиция работ Эмилио Ведова в Фонде Ведова. Фото Нины Фроловой
Архитектор реконструировал мастерскую Эмилио Ведова, поместив в задней части этого узкого и длинного пространства крупноформатные полотна этого художника, которые механические «руки» достают из хранилища и демонстрируют посетителям. Такое решение вызвано неудобным планом зала; благодаря такой мобильности «произведение искусства приходит к зрителям, а не наоборот», поясняет сам Пьяно.
Виченца. Фото Нины Фроловой
Виченца. Фото Нины Фроловой
Также в параллельную программу биеннале этого года официально входят экспозиции Тайваня и Гонконга, которые Архи.ру освещал ранее, а также серия мероприятий «Итальянская провинция», включающая разнообразные конференции, семинары и круглые столы в городах области Венето, включая Виченцу и Бассано дель Граппа.