Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.10.2010

Цена, сроки, красота

Анна Мартовицкая
Мастерская:
ABD architects

Наш сегодняшний собеседник – Денис Кувшинников, руководитель Департамента интерьеров бюро ABD Architects. Это подразделение ведущей российской архитектурной компании выполняет весь спектр услуг по разработке, созданию и сдаче «под ключ» корпоративных интерьеров. Среди клиентов департамента такие компании, как Autodesk, Johnson&Johnson, Bacardi, Jones Lang LaSalle, Credit Suisse, KPMG и многие другие.

ACE Insurance Company
ACE Insurance Company
Архи.ру: Денис, что сегодня понимается под корпоративным интерьером?

Д.К.: Думаю, проще всего ответить на этот вопрос так: корпоративный интерьер – это интерьер, предназначенный для комфортной и эффективной работы людей и одновременно для наглядного воплощения интересов и ценностей данной компании. Основная наша работа  – это проектирование офисов и штаб-квартир фирм и корпораций. Также мы нередко работаем над созданием интерьеров торговых комплексов, коммерческих медицинских центров, занимаемся оформлением общественных зон в многофункциональных и коммерческих зданиях. Самый типичный для нас заказ в двух словах можно описать так: компания решила переехать в новый офис и ищет архитектора, способного разработать проект его интерьера.

Архи.ру: С чего в этом случае начинается ваша работа?

Д.К.: Прежде всего, мы стремимся понять, почему заказчики переезжают, как цели при этом преследуют. Как правило, переезд затевается из-за того, что компания перерастает площадь своего прежнего офиса. Однако в период кризиса не менее распространенными стали и другие сценарии: многие компании приняли решение поменять офис ради того, чтобы снизить арендную плату, или, после сокращения штата, искали рабочее место меньшей площади.

Архи.ру: Вы упомянули экономический кризис, и в связи с этим не могу не спросить: сами интерьеры и стоимость услуг по их разработке тоже упали в цене?

Д.К.: Скорее, сократилось число заказчиков, готовых платить за качественный корпоративный интерьер. Сейчас ситуация постепенно выправляется, однако, признаюсь, если до кризиса заказчики чаще ставили приоритеты в области качества и сроков, то сейчас именно вопрос стоимости является для них приоритетным. Кстати, работу с заказчиком мы всегда начинаем с вопроса: «Существует три краеугольных камня проекта: стоимость, качество и сроки, – какие два вы выбираете?» Ответ, который мы получаем, помогает нам понять, каковы истинные приоритеты заказчика. Если, скажем, он хочет, чтобы работы были выполнены качественно и быстро, то, скорее всего, он переплатит. Если же главными для заказчика являются сроки и низкая стоимость работ, то, как правило, страдает качество. Впрочем, хочу сразу оговориться: конечно, ни один заказчик не скажет, что согласен на плохое качество, да и мы такие услуги не предоставляем, речь лишь идет об определенном упрощении работ. Для общего дела очень полезно, чтобы заказчик заранее отдавал себе отчет в том, что он выбирает.

Архи.ру: Итак, первый этап создания корпоративного интерьера – это разговор с заказчиком и получение ответа на вопрос, зачем он переезжает. А что дальше?

Д.К.: Затем готовится документ, который мы называем «программа-задание». Это подробный перечень – сотрудников компании и ее подразделений, необходимых типов рабочих мест и общественных зон, типов рабочих коммуникаций, которые существуют в офисе. Заказчик не всегда может самостоятельно подготовить программу-задание, в помощь ему мы на основании нашего опыта разработали формы, облегчающие этот процесс. Плюс мы сами подключаемся к анализу потребностей офиса, просим не забыть гардеробы и кухни, детально выясняем, какие отделы нуждаются в близком соседстве и т.д. Если заказчиком выступает небольшая компания, то это довольно простая работа, если же интерьер заказывает корпорация, то составление программы-задания занимает немало времени и требует нескольких согласований.

Следом разрабатывается архитектурная концепция будущего офиса. По сути, это один чертеж – планировочное решение с расстановкой мебели и перегородок. Казалось бы, простой план, но на самом деле основа всей предстоящей работы. И от того, насколько качественно сделан этот чертеж, зависят комфорт и успешное функционирование всего офиса. Именно на данном этапе закладываются такие базисные вещи, как уже упомянутая коммуникация различных подразделений, расположение клиентской зоны, наличие всех необходимых сервисных комнат и т.д. Мы глубоко убеждены в том, что эта стадия требует от нас самого пристального внимания, и отводим на нее максимальное количество времени. Совместных ревизий архитектурной концепции с заказчиком может быть десять или даже двадцать – до тех пор, пока обе стороны с удовлетворением не признают: вот он, наш идеальный офис.

Следующая стадия – создание дизайн-проекта, отвечающего на вопрос, как офис будет выглядеть. Конечно, сразу понять, как именно заказчик представляет себе свой будущий интерьер, почти невозможно. Чтобы облегчить этот процесс, мы начинаем дискуссию с обсуждения уже готовых проектов – как наших, так и выполненных коллегами, в том числе и зарубежными. В ходе таких дизайн-сессий (как правило, их бывает 4 – 5) мы анализируем предпочтения клиента и его ожидания, намечаем вектор дальнейшего развития проекта. Это позволяет нам постепенно формировать концепцию интерьера – и когда мы приходим на последнюю дизайн-сессию с готовым проектом, он воспринимается клиентом не как нечто совершенно неожиданное, но как паззл, который мы собрали вместе.

Архи.ру: Неужели не бывает заказчиков, которые говорят, что хотят сразу увидеть готовые красивые картинки?

Д.К.: Бывает. Действительно, не все клиенты готовы дискутировать, обсуждать цвета, материалы и их сочетания. В этом случае мы берем тайм-аут на 2-3 недели и возвращаемся с готовым вариантом дизайн-проекта. Единственное, о чем мы сразу предупреждаем клиента: без промежуточных дискуссий в проект придется вносить больше изменений, а значит, общий срок работы над ним увеличивается.

Ну и, наконец, третья стадия работы над проектом – это изготовление рабочей документации. Кроме того, мы оказываем целый ряд дополнительных услуг: предарендный анализ, консалтинг, обмеры пространства, авторский надзор. Все чаще заказчики также просят нас подготовить тендерную документацию, в которой мы прописываем характеристики необходимых отделочных материалов, а заказчик с ее помощью выбирает наиболее подходящих ему производителей и поставщиков. Участвуем мы в тендерах и как технические эксперты, например, в тендерах на изготовление и поставку мебели.

Архи.ру: То есть когда вы разрабатываете дизайн-проект, вы не знаете, какой будет мебель?

Д.К.: Это не совсем так. Во-первых, мы точно знаем все типоразмеры, поскольку определили их еще на самой первой стадии работы над проектом. Во-вторых, мы закладываем в дизайн-проект конкретный цвет мебели и прорисовываем ее в 3D-визуализациях. Плюс практически в каждом офисе используется особая дизайнерская мебель, преимущественно для общественных зон: если говорить про мягкую мебель, то это готовая продукция, а стойки ресепшн мы, как правило, проектируем индивидуальные.

Архи.ру: Денис, в сознании обывателя любой интерьер – это, прежде всего, цвет и сочетание отделочных материалов. Расскажите, пожалуйста, как вы ведете поиски палитры для того или иного офиса.

Д.К.: У большинства западных компаний есть собственные корпоративные цвета и четкие требования по размещению логотипов, так что в их случае поиски сужаются до нескольких оттенков. Российские компании пытаются перенимать этот опыт, и нередко мы выступаем консультантами.

Кроме того, цветовое решение офиса в значительной мере зависит от здания, в котором он расположен, от направления деятельности компании, от численности ее сотрудников. В качестве примера могу привести сделанный нами офис компании KPMG: ее корпоративные цвета – синий и серый, – и именно их мы использовали в оформлении интерьера. Подобное сочетание было оптимальным, поскольку площадь офиса составляет 14 тысяч квадратных метров. Яркая дизайнерская плитка была использована лишь в оформлении санузлов, кроме того, довольно яркими мы сделали корпоративные слоганы, которые, совместно с KPMG, мы решили нанести на стены рабочих зон.

Архи.ру: Правильно ли я вас понимаю, что чем больше офис, тем нейтральнее должен быть его интерьер?

Д.К.: Да, если мы не говорим про рекламные агентства или IT-компании, сотрудникам которых нужна особая атмосфера, способствующая креативной работе. В отличие от них консалтинговые, юридические, инвестиционные компании ценят строгие решения, настраивающие на рабочий лад, и мы стремимся эти запросы удовлетворить.

Архи.ру: А можно ли говорить о каких-то стилистических предпочтениях ваших заказчиков?

Д.К.: ABD Architects работает в современном стиле, так что, если клиенты обращаются именно к нам, значит, их не интересуют барочные изыски и завитушки в стиле рококо. Конечно, тот же «современный стиль» подразумевает множество интерпретаций, но в первую очередь, на мой взгляд, свидетельствует о строгости, функциональности, благородной простоте. И если мы, например, говорим о светильниках, нас как проектировщиков, больше волнуют вопросы световой температуры, энергоэффективности и их влияние на работоспособность сотрудников.

Архи.ру: В заключение хочу спросить о стоимости корпоративных интерьеров от ABD Architects. Можно ли говорить о каких-то средних ценовых диапазонах?

Д.К.: Бюджетный офис начинается от 700-800 долларов за квадратный метр (без НДС, мебели, без систем безопасности и IT систем). Средняя категория – это 900-1300 долларов за квадратный метр, тот разумный, на наш взгляд, вариант, который позволяет применять качественные материалы и качественные решения. Высшая категория не имеет планки, но, как правило, так решается не весь офис, а лишь клиентская зона или зона руководства. В среднем же можно говорить про рамки 1300-3000 долларов за кв.м.
Денис Кувшинников
Денис Кувшинников
офис компании KMPG
офис компании KMPG
офис компании Jones Day
офис компании Jones Day
офис компании Johnson&Johnson
офис компании Johnson&Johnson
офис компании Johnson&Johnson
офис компании Johnson&Johnson
общественная зона жилого дома Hortus Harmonia в Москве
общественная зона жилого дома Hortus Harmonia в Москве
офис компании Cushman & Wakefields Styles & Riabokobylko
офис компании Cushman & Wakefields Styles & Riabokobylko
офис компании Debevoise&Plimpton
офис компании Debevoise&Plimpton
инвестбанк Credit Suisse First Boston
инвестбанк Credit Suisse First Boston
Bacardi
Bacardi
офис компании SABMiller
офис компании SABMiller
офис компании SABMiller
офис компании SABMiller
офис компании Nestle
офис компании Nestle