Наш сегодняшний собеседник – Денис Кувшинников, руководитель Департамента интерьеров бюро ABD Architects. Это подразделение ведущей российской архитектурной компании выполняет весь спектр услуг по разработке, созданию и сдаче «под ключ» корпоративных интерьеров. Среди клиентов департамента такие компании, как Autodesk, Johnson&Johnson, Bacardi, Jones Lang LaSalle, Credit Suisse, KPMG и многие другие.
ACE Insurance Company
Архи.ру: Денис, что сегодня понимается под корпоративным интерьером?
Д.К.: Думаю, проще всего ответить на этот вопрос так: корпоративный интерьер – это интерьер, предназначенный для комфортной и эффективной работы людей и одновременно для наглядного воплощения интересов и ценностей данной компании. Основная наша работа – это проектирование офисов и штаб-квартир фирм и корпораций. Также мы нередко работаем над созданием интерьеров торговых комплексов, коммерческих медицинских центров, занимаемся оформлением общественных зон в многофункциональных и коммерческих зданиях. Самый типичный для нас заказ в двух словах можно описать так: компания решила переехать в новый офис и ищет архитектора, способного разработать проект его интерьера.
Архи.ру: С чего в этом случае начинается ваша работа?
Д.К.: Прежде всего, мы стремимся понять, почему заказчики переезжают, как цели при этом преследуют. Как правило, переезд затевается из-за того, что компания перерастает площадь своего прежнего офиса. Однако в период кризиса не менее распространенными стали и другие сценарии: многие компании приняли решение поменять офис ради того, чтобы снизить арендную плату, или, после сокращения штата, искали рабочее место меньшей площади.
Архи.ру: Вы упомянули экономический кризис, и в связи с этим не могу не спросить: сами интерьеры и стоимость услуг по их разработке тоже упали в цене?
Д.К.: Скорее, сократилось число заказчиков, готовых платить за качественный корпоративный интерьер. Сейчас ситуация постепенно выправляется, однако, признаюсь, если до кризиса заказчики чаще ставили приоритеты в области качества и сроков, то сейчас именно вопрос стоимости является для них приоритетным. Кстати, работу с заказчиком мы всегда начинаем с вопроса: «Существует три краеугольных камня проекта: стоимость, качество и сроки, – какие два вы выбираете?» Ответ, который мы получаем, помогает нам понять, каковы истинные приоритеты заказчика. Если, скажем, он хочет, чтобы работы были выполнены качественно и быстро, то, скорее всего, он переплатит. Если же главными для заказчика являются сроки и низкая стоимость работ, то, как правило, страдает качество. Впрочем, хочу сразу оговориться: конечно, ни один заказчик не скажет, что согласен на плохое качество, да и мы такие услуги не предоставляем, речь лишь идет об определенном упрощении работ. Для общего дела очень полезно, чтобы заказчик заранее отдавал себе отчет в том, что он выбирает.
Архи.ру: Итак, первый этап создания корпоративного интерьера – это разговор с заказчиком и получение ответа на вопрос, зачем он переезжает. А что дальше?
Д.К.: Затем готовится документ, который мы называем «программа-задание». Это подробный перечень – сотрудников компании и ее подразделений, необходимых типов рабочих мест и общественных зон, типов рабочих коммуникаций, которые существуют в офисе. Заказчик не всегда может самостоятельно подготовить программу-задание, в помощь ему мы на основании нашего опыта разработали формы, облегчающие этот процесс. Плюс мы сами подключаемся к анализу потребностей офиса, просим не забыть гардеробы и кухни, детально выясняем, какие отделы нуждаются в близком соседстве и т.д. Если заказчиком выступает небольшая компания, то это довольно простая работа, если же интерьер заказывает корпорация, то составление программы-задания занимает немало времени и требует нескольких согласований.
Следом разрабатывается архитектурная концепция будущего офиса. По сути, это один чертеж – планировочное решение с расстановкой мебели и перегородок. Казалось бы, простой план, но на самом деле основа всей предстоящей работы. И от того, насколько качественно сделан этот чертеж, зависят комфорт и успешное функционирование всего офиса. Именно на данном этапе закладываются такие базисные вещи, как уже упомянутая коммуникация различных подразделений, расположение клиентской зоны, наличие всех необходимых сервисных комнат и т.д. Мы глубоко убеждены в том, что эта стадия требует от нас самого пристального внимания, и отводим на нее максимальное количество времени. Совместных ревизий архитектурной концепции с заказчиком может быть десять или даже двадцать – до тех пор, пока обе стороны с удовлетворением не признают: вот он, наш идеальный офис.
Следующая стадия – создание дизайн-проекта, отвечающего на вопрос, как офис будет выглядеть. Конечно, сразу понять, как именно заказчик представляет себе свой будущий интерьер, почти невозможно. Чтобы облегчить этот процесс, мы начинаем дискуссию с обсуждения уже готовых проектов – как наших, так и выполненных коллегами, в том числе и зарубежными. В ходе таких дизайн-сессий (как правило, их бывает 4 – 5) мы анализируем предпочтения клиента и его ожидания, намечаем вектор дальнейшего развития проекта. Это позволяет нам постепенно формировать концепцию интерьера – и когда мы приходим на последнюю дизайн-сессию с готовым проектом, он воспринимается клиентом не как нечто совершенно неожиданное, но как паззл, который мы собрали вместе.
Архи.ру: Неужели не бывает заказчиков, которые говорят, что хотят сразу увидеть готовые красивые картинки?
Д.К.: Бывает. Действительно, не все клиенты готовы дискутировать, обсуждать цвета, материалы и их сочетания. В этом случае мы берем тайм-аут на 2-3 недели и возвращаемся с готовым вариантом дизайн-проекта. Единственное, о чем мы сразу предупреждаем клиента: без промежуточных дискуссий в проект придется вносить больше изменений, а значит, общий срок работы над ним увеличивается.
Ну и, наконец, третья стадия работы над проектом – это изготовление рабочей документации. Кроме того, мы оказываем целый ряд дополнительных услуг: предарендный анализ, консалтинг, обмеры пространства, авторский надзор. Все чаще заказчики также просят нас подготовить тендерную документацию, в которой мы прописываем характеристики необходимых отделочных материалов, а заказчик с ее помощью выбирает наиболее подходящих ему производителей и поставщиков. Участвуем мы в тендерах и как технические эксперты, например, в тендерах на изготовление и поставку мебели.
Архи.ру: То есть когда вы разрабатываете дизайн-проект, вы не знаете, какой будет мебель?
Д.К.: Это не совсем так. Во-первых, мы точно знаем все типоразмеры, поскольку определили их еще на самой первой стадии работы над проектом. Во-вторых, мы закладываем в дизайн-проект конкретный цвет мебели и прорисовываем ее в 3D-визуализациях. Плюс практически в каждом офисе используется особая дизайнерская мебель, преимущественно для общественных зон: если говорить про мягкую мебель, то это готовая продукция, а стойки ресепшн мы, как правило, проектируем индивидуальные.
Архи.ру: Денис, в сознании обывателя любой интерьер – это, прежде всего, цвет и сочетание отделочных материалов. Расскажите, пожалуйста, как вы ведете поиски палитры для того или иного офиса.
Д.К.: У большинства западных компаний есть собственные корпоративные цвета и четкие требования по размещению логотипов, так что в их случае поиски сужаются до нескольких оттенков. Российские компании пытаются перенимать этот опыт, и нередко мы выступаем консультантами.
Кроме того, цветовое решение офиса в значительной мере зависит от здания, в котором он расположен, от направления деятельности компании, от численности ее сотрудников. В качестве примера могу привести сделанный нами офис компании KPMG: ее корпоративные цвета – синий и серый, – и именно их мы использовали в оформлении интерьера. Подобное сочетание было оптимальным, поскольку площадь офиса составляет 14 тысяч квадратных метров. Яркая дизайнерская плитка была использована лишь в оформлении санузлов, кроме того, довольно яркими мы сделали корпоративные слоганы, которые, совместно с KPMG, мы решили нанести на стены рабочих зон.
Архи.ру: Правильно ли я вас понимаю, что чем больше офис, тем нейтральнее должен быть его интерьер?
Д.К.: Да, если мы не говорим про рекламные агентства или IT-компании, сотрудникам которых нужна особая атмосфера, способствующая креативной работе. В отличие от них консалтинговые, юридические, инвестиционные компании ценят строгие решения, настраивающие на рабочий лад, и мы стремимся эти запросы удовлетворить.
Архи.ру: А можно ли говорить о каких-то стилистических предпочтениях ваших заказчиков?
Д.К.: ABD Architects работает в современном стиле, так что, если клиенты обращаются именно к нам, значит, их не интересуют барочные изыски и завитушки в стиле рококо. Конечно, тот же «современный стиль» подразумевает множество интерпретаций, но в первую очередь, на мой взгляд, свидетельствует о строгости, функциональности, благородной простоте. И если мы, например, говорим о светильниках, нас как проектировщиков, больше волнуют вопросы световой температуры, энергоэффективности и их влияние на работоспособность сотрудников.
Архи.ру: В заключение хочу спросить о стоимости корпоративных интерьеров от ABD Architects. Можно ли говорить о каких-то средних ценовых диапазонах?
Д.К.: Бюджетный офис начинается от 700-800 долларов за квадратный метр (без НДС, мебели, без систем безопасности и IT систем). Средняя категория – это 900-1300 долларов за квадратный метр, тот разумный, на наш взгляд, вариант, который позволяет применять качественные материалы и качественные решения. Высшая категория не имеет планки, но, как правило, так решается не весь офис, а лишь клиентская зона или зона руководства. В среднем же можно говорить про рамки 1300-3000 долларов за кв.м.
Денис Кувшинников
офис компании KMPG
офис компании Jones Day
офис компании Johnson&Johnson
офис компании Johnson&Johnson
общественная зона жилого дома Hortus Harmonia в Москве
офис компании Cushman & Wakefields Styles & Riabokobylko
офис компании Debevoise&Plimpton
инвестбанк Credit Suisse First Boston
Bacardi
офис компании SABMiller
офис компании SABMiller
офис компании Nestle
|