Легендарное издание The Architectural Review, российский журнал ARX и ИД Building провели 5 октября конференцию, посвященную проблемам высотного строительства: Tall Buildings. Inspiring Quality in Russia – An International Perspective. Зарубежные архитекторы: Ли Полисано, Крис Уилкинсон, Тони МакЛоклин, Грэм Стерк, Кен Янг, Саймон Олфорд и Эрик Штольц делились своим опытом проектирования и строительства небоскребов
Конференция началась со слов главного архитектора столицы А. Кузьмина, обозначившего основные вопросы высотного строительства в Москве – где строить, как и для кого? Поставленные вопросы более чем актуальны, в связи с амбициозными московскими проектами небоскребов, а также начавшимся строительством башни «Федерация» (Петер Швегер, Сергей Чобан) и небоскреба на Мосфильмовской (Сергей Скуратов). Для качественного развития города вверх остается вооружиться международным опытом, и понять, с какими трудностями нам придется столкнуться.
Ли Полисано. Heron Tower в Лондоне
Главные вопросы, обсуждаемые спикерами конференции – экономичность и экологичность зданий, безопасность, сочетание архитектурной образности и инженерной конструкции, проблемы связи с историческим контекстом и девелоперские аспекты строительства. Архитекторы коснулись многих аспектов высоток – начиная от происхождения небоскребов до проблем их существования и умножения их числа в современном городе. «Феномен появления высотного здания связан с развитием современных городов – говорит Ли Полисано (президент Kohn Pedersen Fox Associates, США) – который постоянно растет и начинает потреблять больше земли, чем ему отведено. Поэтому при изменении площади города встает проблема сохранения качества жизни – которую могут решить только высотные здания». Свой рецепт высотного строительства Полисано продемонстрировал на примере бизнес-центра City of London, главные достоинства которого – хорошая пропускная способность и наличие множества общественных зон, проходящих через первые этажи офисов. Помимо этого центр учитывает топографию местности – средневековый контекст, в котором он расположился, отражен в небоскребах в виде усиленной асимметрии и разнообразия видов.
Крис Уилкинсон. Guangzhou Twin Towers в Гуанчжоу
Крис Уилкинсон (Wilkinson Eyre Architects, Великобритания) поведал о том, какие формы может принимать небоскреб и почему. По его расчетам лучшей формой, лежащей в основе высотного здания, является треугольник со скошенными углами, по которым проходят воздушные потоки. Эта форма была реализована в его небоскребах-близнецах, возведенных в Шанхае. Конструкция здания представляет собой стальную сетку – что делает его достаточно дешевым. Форма самого объема выполнена двумя кривыми, сужающимися к низу и к верху. Элегантные, полностью остекленные башни-близнецы выполняют роль ворот, раскрывающихся со стороны моря. По Уилкинсону, главные черты качественного высотного здания – это экономичность, современные технологии и эстетика.
Тони МакЛоклин. Al Faisaliah в Эр-Рияде
«Прагматичность – главный смысл здания – говорит архитектор Тони МакЛоклин (Buro Happold, Великобритания), однако не стоит забывать и о фасаде, потому что если фасад плохой и неинтересный – не важно, что за ним скрывается». Архитектор выделил основополагающий принцип строительства небоскребов, назвав его «Х-1» – что означает, если потерян хотя бы один базовый элемент, погибнет все здание. Все без исключения западные архитекторы озабочены проблемой экономии энергии, пока, правда не ставшей реальностью для российской экономики – по поводу которой они соглашаются, что легче снизить потребление энергии сейчас, чем потом перейти на ее заменители.
Грэм Стерк.122 Leadenhall Street в Лондоне
Для экономии энегрии Грэмом Стерком (Graham Stirk, директор Richard Rogers Partnership, Великобритания) было предложено создание двойного и тройного остекления фасадов и дополнительных фотоячеек, которые экономят освещение – они были применены в его Lights of Tower, а также использование жалюзи в период активного солнца.
Кен Янг. Национальная библиотека в Сингапуре
Кен Янг (Llewelyn Davis Yeang, США – Малайзия) для этой же цели использует систему естественной вентиляции, воплощенную в сингапурской Национальной библиотеке, где воздух, попадая сначала в центр, самостоятельно циркулирует по всему объему. Одна из главных проблем высотного строительства – однообразие форм и проблемы с экологией. В ответ на нее Кен Янг предложил вариант здания будущего как формы вертикального города: «почему современные здания скучны и однообразны? – потому что в них нет жизни. Возьмите городской пейзаж и поставьте его по вертикали!». Архитектор предлагает обширное озеленение здания внутри и снаружи – сады на уступах, на крыше, между комнатами, что улучает экологию и связывает здание с окружающей средой. Если же у заказчика возникает вопрос, зачем он тратится на свободные пространства – то можно объяснить, что с одной стороны, это возможность увеличения полезной площади, а с другой, что это самый недорогой декор здания.
Для лучшего встраивания высокого здания контекст исторической застройки Саймон Олфорд (Allford Hall Monaghan Morris, вице-президент RIBA) предложил срезание углов, даже тех, которые идут у основания и выходят на улицу – что освобождает движение при минимальной потере объема здания. По его словам – «высотное здание не надо выносить за исторический центр – всегда можно придумать какой-нибудь ловкий ход».
|