Недавно Александр Змеул, Мария Фадеева и Александр Айрапетов создали проект "Свобода доступа"; теперь внутри него возник "Трендовый базар", первая акция которого прошла вчера в помещении студии "Луч". Организаторы показывали собственные, по их словам "субъективные", фотографии новой Казани, обсуждали новую архитектуру столицы Тарарстана, возникшую в результате строительного бума, приуроченного к 1000 города
Мечеть Кул Шариф. Благодарим за фотографии А. Змеула, М. Фадееву, А.Айрапетова
После того, как в 1997 году в Казанским Кремле археологами была найдена монета тысячелетней давности – началась масштабная подготовка его юбилею столицы Татарстана. Огромные федеральные средства были направлены на «сохранение и развитие исторической части города», однако реальное строительство приобрело, мягко говоря, более противоречивый характер. Город, имевший прекрасные образцы деревянного зодчества, несколько татарских слобод, уникальные сооружения XIX века, потерял большую часть своих памятников, а многие из оставшихся, в том числе и гостиница «Казань», находятся в аварийном состоянии. На их месте возникли новые постройки, в том числе улицы Санкт-Петербургская, построенная северной столицей и улица Московская, до сих пор недостроенная. Хотя нельзя не признать, что, с другой стороны, пять – десять лет назад Казань была заполонена трущобами и остро нуждалась в современном строительстве.
Безусловно, самая спорная и в то же время знаково-декларативная постройка этих последних лет – это мечеть Кул Шариф, построенная в Кремле, ансамбль которого с 2000 г. включен в список памятников ЮНЕСКО (в России таких объектов всего немногим больше двадцати). Гигантский силуэт мечети буквально подавил древние кремлевские строения, большая часть которых относится к XVI веку, новая мечеть совершенно изменила охраняемый ансамбль. Совершенно очевидно ее, скажем так, идеологическое и политическое значение: до завоевания Казани Иваном Грозным на месте Кремля находилась легендарная многоминаретная мечеть, которую московский царь, взяв город, сжег. Поэтому строительство сегодняшней мечети рассматривается ее создателями как восстановление справедливости. Загвоздка только в одном: кремлевский ансамбль – подлинный памятник XVI-XVII века, той истории, которую уже стереть невозможно, а новая мечеть – памятник сегодняшних амбиций. Ее появление в чем-то сродни Дворцу Съездов Московского Кремля.
Ощутимо изменилась центральная площадь города, созданная по мотивам сталинской неоклассики в советское время – пл. Свободы. Расположенное на ней здание дворянского собрания, памятник федерального значения, к тысячелетию был отреставрирован до неузнаваемости – появилась новая крыша, новая планировка, новый декор, новые этажи – теперь здание превратилось в ратушу.
За площадью Свободы и культурным центром «Казань», почти в центре города, находится сделанный в ускоренные сроки поселок Нефтяников (построенный на деньги нефтяников из города Альметьевска), предназначенный для расселения гостей, прибывших на юбилей. Если приглядеться, поселок состоит из двух видов домов, расположенных беспорядочно и очень близко друг к другу – так что жить в них не представляется возможным.
Однако есть в строительном буме и однозначно положительные моменты – после сноса ветхого аварийного жилья более 40 тыс. семей были переселены в новые дома. Специально к тысячелетию Казани на городском пустыре был разбит Парк Миллениум. Он был построен в рекордно короткие сроки, последние деревья досаживали уже в день юбилея. Вокруг парка была создана новая среда – жилые дома, спортцентр «Баскетхолл».
Отдельную тему в новой архитектуре Казани занимает петербургский тренд. пешеходная Санкт-Петербургская улица воплощает в себе тему улицы-реки: через нее перекинуты мостки, малые архитектурные формы повторяют питерские, а в конце улицы – здание, напоминающее купол Исаакиевского собора.
Однако качественной современной архитектуры в Казани появилось мало. Среди немногочисленных построек выделяется торгово-развлекательный комплекс «Пирамида», выполненный в виде полностью остекленной пирамиды, деловой центр Корстон и жилой комплекс «Берег» состоящий из нескольких домов вдоль реки, главный фасад которых раскрывается со стороны Волги.
Гордость казанцев – открывшееся год назад метро, состоящее пока из пяти станций и расположенное преимущественно в центре. Сама идея метро заключается в том, что оно должно символизировать мифические кремлевские подземелья времен Татарского Ханства, поэтому в отличие от московского метро, где свет подается сверху, дабы показать связь с поверхностью, здесь акцентируется ощущение подземелья, которое подчеркивается светом, идущим снизу.