Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.10.2006

Ретроспекция Александра Джикии

В Центре Дизайна ArtPlay 29 сентября открылась выставка архитектора, художника и поэта Александра Джикии «Ретроспекция». Там же состоялась презентация его книги «Полный Каталог» (издатель -"ART-БЛЯ")

Александр Джикия закончил МАрхИ, но известен как график и поэт. Он – старинный друг группы Арт-Бля (А.Савин, В.Чельцов, М.Лабазов), их знак с бегущими над пропастью человечками нарисовал именно Джикия. Теперь графическое подразделение архитектурной студии «А-Б» издало «Полный каталог», в который вошли рисунки 1982–2004 гг. В середине 80-х были «камерные» фотографии, рисунки и картины. Потом – большей частью рисунки. С 1988 года он входит в художественную группу КвартАрт, занимается иллюстрацией Хармса и самоучителя греческого языка. В 1996 уезжает сначала в Нью-Йорк, потом в Анкару, где преподает основы дизайна, публикует иллюстрации в различных изданиях и пишет книги. Возвратившись в Россию после десяти лет жизни заграницей, Александр Джикия представил обширную ретроспекцию своих графических работ. 
 
Каждый рисунок – самостоятельная история. Все они снабжены названием-надписью, которое звучит то как диалог персонажей, то как закадровый голос. Все вместе, возможно как раз из-за подписей, больше всего напоминает рисунки греческих ваз, покинувших свой устойчивый мифологический мир и заинтересовавшихся миром смертных. Обыденные сцены, литературные сюжеты и исторические герои, выхвачены из привычного контекста, расположены на белых листах кальки и разыгрывают перед зрителем забавные, трагичные и порой абсурдные истории. ...Слушающий через горн музыку Бетховен, человек в пальто и с саблей, прыгающий в море за акулой, два человечка с глазами-лампами, у которого одна из них перегорела, драка на улице, выяснение отношений между мужчиной и женщиной ... -  сам автор определяет свой метод как «мгновенная регистрация мимолетного мира». Мир этот почерпнут из жизни, всех ее проявлений, но в конечном итоге отображает внутренний мир самого художника.

Лучше всего о рисунках Джикии сказал Александр Бродский: «…искусство
рассказывания снов без их толкования. Еще во всем этом огромное
количество скрытой архитектуры. Она выпирает отовсюду, но очень не заметно, так, что никого не смущает своим присутствием».