Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Экспозиция Бахрейна
Частая проблема архитектурных выставок, как ни парадоксально – значительный перевес содержания над формой. Традиционные планшеты с планами, диаграммами и пояснительным текстом мелким шрифтом обычно обращаются исключительно к разуму зрителя, но не к его эмоциям. Конечно, это ни в коем случае не порок: неправомерно и даже глупо требовать иного, особенно если речь идет о событии обозримого масштаба, рассчитанном по большей части на профессиональную среду. Но если одновременно показаны десятки самостоятельных проектов, а само мероприятие преимущественно посещает широкая публика (львиная доля посетителей биеннале в течение трех месяцев ее работы – приехавшие посмотреть Венецию туристы), то перенасыщенность информацией в сочетании с частым, намеренным или вынужденным «аскетизмом» физического воплощения создает сильнейшую «музейную усталость», которая порой губительно действует даже на замечательные идеи.
Избыток «сырых» данных может выглядеть по-разному – и как множество проектов, не объединенных общей идеей, как в национальной экспозиции Малайзии, собравшей вместе огромное количество макетов под невнятным лозунгом экологии и технологии, или же как избыток движущихся образов, как в албанском павильоне в Арсенале, где размытая концепция «beyond colour» проиллюстрирована разнообразными архитектурными и градостроительными проектами, не имеющими с заглавной темой ничего общего. Что более досадно, с этой же проблемой столкнулся Таиланд, посвятивший свою экспозицию теме острого дефицита общественного и особенно зеленого пространства в Бангкоке и путям решения этой проблемы, но рассмотревший ее в серии демонстрируемых на небольших экранах видеосюжетов. Все эти проекты в разной степени стимулирующе воздействуют на разум, но практически ничего не дают чувствам. При этом объем получаемой зрителем информации по мере осмотра зоны Арсенала и Джардини, а также разбросанных по всему городу выставочных залов растет в геометрической прогрессии, потому нельзя не посетовать на близорукость кураторов.
Пример обратного подхода, в котором форма превалирует – событие параллельной программы биеннале, проект Тайваньского национального музея изящных искусств Take a break («Сделай перерыв»). Кураторы выбрали для него идею «медленности» и рефлексии как альтернативы скорости и информационной перенасыщенности современной жизни; в качестве конкретного примера такой «порочной практики» они выбрали архитектурную биеннале (!) и в качестве альтернативы предложили эффектный «салон» в восточном стиле, снабженный экранами с «видео-артом» - заснятым из окна движущейся машины унылым городским пейзажем. Судя по одному только этому пространству сложно отгадать замысел организаторов, кроме очевидного вывода, что это место для отдыха: в результате, полутемная и прохладная экспозиция воздействует на чувства зрителя напрямую, настраивая его на «релаксацию».
Но среди «малых» национальных павильонов есть и несомненные удачи, где удалось соблюсти баланс между рациональными эмоциональным, соединив эстетически привлекательную форму с заслуживающим внимания содержанием. Среди них – Чили, где использованы витрины-лайтбоксы в затемненном помещении, а необходимое для восприятия темы – ликвидации последствий недавнего землетрясения - серьезное и даже немного тревожное настроение создает расположенный в центре зала «сигнальный столб» - красный светящийся цилиндр с названием выставки «Чили 8,8» (цифры обозначают баллы по шкале Рихтера). Сингапур вновь создал свой павильон с ноля в одном из венецианских двориков. Эффектный ажурный параллелепипед содержит экспозицию, посвященную этому городу-государству как градостроительной модели: если расселить всё население планеты по такому принципу (как способ решения проблемы бесконечного расползания городов и идущего параллельно загрязнения окружающей среды), для этого понадобится площадь 1000 Сингапуров, или двух Италий: остальная поверхность Земли останется свободной, а люди будут жить хотя и не в идеальном, как признают кураторы, но в экологичном и удобном городе.
Экспозиция Аргентины также расположена в специально созданном для нее пространстве – но в Арсенале: привлекающее внимание черно-белое решение заставляет простить широкое использование видеоматериалов. Также подкупает внимание к общей теме биеннале «Люди встречаются в архитектуре»: аргентинские участники даже выбрали один из перекрестков Буэнос-Айреса как такое место встречи, основав на этой идее свою выставку, в отличие от многих других экспонентов, тему эту – по крайней мере, в более-менее читаемом варианте – проигнорировавших. «Новичок» биеннале, Бахрейн поместил видеорассказ об исследовании последствий влияния на свое общество урбанизации в жилища тех, кто от нее больше всего страдает: три аутентичные хижины рыбаков помещены в зал Арсенала и производят сильное впечатление как сами по себе, так и в контексте рассматриваемой проблемы. К этой же линии «золотой середины» принадлежит приуроченная к биеннале выставка финалистов первого издания премии Urban Future Awards, организованная автоконцерном Audi: она посвящена проблеме передвижения в городском пространстве будущего. Победителем стал Юрген Майер, а среди финалистов были BIG, Cloud9, Элисон Брукс и другие (об этом мы подробнее напишем позднее).
В сферу эмоций в формате современного искусства погружает интереснейший по своей теме проект лондонской школы Архитектурной Ассоциации «За пределами энтропии: когда энергия превращается в форму», посвященный художественной трактовке проблемы энергии, причем рассматривается она с точки зрения физики, поэтому экспозиция поделена на 8 «глав»-инсталляций: химическая энергия, масса, потенциальная энергия, сила тяготения и т. д. Созданные группами из архитекторов, ученых и художников, они должны помочь профессионалам архитектурной сферы пристальнее присмотреться к этой теме, потому что, как справедливо отвечают организаторы, в отличие от политики, экономики, науки, в этой области она пока «не актуальна» и упоминается обычно только в связи с условной «зеленой архитектурой». В еще большей степени к актуальному искусству можно причислить экспозицию Украины, вдохновленную размышлениями о Чернобыле и индустриальном обществе, но так как куратор всей биеннале Седзима особо подчеркивает важность сотрудничества архитекторов и художников в сфере освоения пространства, то эта медная конструкция вполне встраивается в ее замысел.
Экспозиция Бахрейна
Экспозиция Македонии
Экспозиция Эстонии
Экспозиция Малайзии
Экспозиция Албании
Экспозиция Таиланда
Проект Take a break (Тайвань)
Экспозиция Аргентины
Экспозиция Чили
Экспозиция Сингапура
Выставка Urban Future Awards
Вид экспозиции Архитектурной Ассоциации
Экспозиция Украины
|